• 23.01.2016 00:07:00

Литературная гостиная «Новогодние маскарады и феномен Серебряного века»

29 ЯНВАРЯ 2016 г. 

Новогодние маскарады и феномен Серебряного века

Хозяйка гостиной – д. филол. н. Татьяна Константиновна Савченко (Институт Пушкина).

Экскурс в историю – Валерий Викторович Зуйков, сотрудник отдела образовательных проектов и мероприятий Государственного Исторического музея.

                                                                              Чей под  маской взор туманный,

                                                                              Сумрак вьюги снеговой?

                                                                              (Александр Блок. «Смятение». 1907)

Литературная гостиная «Новогодние маскарады и феномен Серебряного века» посвящена одному из самых интересных, увлекательных  и загадочных явлений культуры Серебряного века – маскараду.

Традиция маскарада в России насчитывает несколько веков: от ассамблей эпохи Петра I до костюмированных карнавалов Серебряного века.

Мотив «маски» – излюбленный в культуре Серебряного века. Вся атмосфера этого времени проникнута театральными розыгрышами, мистификациями и характеризуется поисками новых путей в искусстве. Разнообразны маски в творчестве Александра Блока:

Маска, дай мне чутко слушать

Сердце темное твое,

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

Драматургия Блока органично продолжает начатые его лирикой поиски «всеединения». И когда в 1906 г. Всеволод Мейерхольд, творческим девизом которого становятся слова чеховского  Треплева «нужны новые формы», ставит на сцене блоковскую лирическую драму «Балаганчик», в которой соединились сценография Николая Сапунова, музыка Михаила Кузмина, режиссура Мейерхольда и его же актерский талант (он исполнял роль Пьеро), – эту постановку Блок называет «идеальной».      

Любезные гости вечера познакомятся с различными видами маскарадов Серебряного века: от костюмированного бала 1903 года – самого известного  праздника петербургской аристократической элиты того времени – до «бумажного бала» в театре В. Ф. Комиссаржевской.  

Посетители погрузятся в атмосферу не только поэзии, но живописи и музыки Серебряного века. Мотивы «маски» и «маскарада» чаще всего использовали художники объединения «Мир искусства» – Константин Сомов, Александр Бенуа. Игорь Стравинский нередко обращался к мотиву «маскарада», в частности, в музыке, написанной для балета «Петрушка».

Почему поэты Серебряного века представляли жизнь как театр масок, а герои «арлекинады» (Пьеро, Арлекин, Коломбина и др.) создавали трагический образ эпохи, кто скрывался под маской «трагического Пьеро», почему многие произведения этого времени носят одинаковое название «Маскарад», как зашифрована «Поэма без героя» Анны Ахматовой и каковы функции «зеркального письма» в ней – обо всем этом узнают гости, посетившие Литературную гостиную в Историческом музее.

Литературную гостиную в Историческом музее можно посмотреть онлайн на странице Русского клуба www.rusclub.pro.