• 23.01.2016 00:07:00

Литературная гостиная «Новогодние маскарады и феномен Серебряного века»

29 ЯНВАРЯ 2016 г. 

Новогодние маскарады и феномен Серебряного века

Хозяйка гостиной – д. филол. н. Татьяна Константиновна Савченко (Институт Пушкина).

Экскурс в историю – Валерий Викторович Зуйков, сотрудник отдела образовательных проектов и мероприятий Государственного Исторического музея.

                                                                              Чей под  маской взор туманный,

                                                                              Сумрак вьюги снеговой?

                                                                              (Александр Блок. «Смятение». 1907)

Литературная гостиная «Новогодние маскарады и феномен Серебряного века» посвящена одному из самых интересных, увлекательных  и загадочных явлений культуры Серебряного века – маскараду.

Традиция маскарада в России насчитывает несколько веков: от ассамблей эпохи Петра I до костюмированных карнавалов Серебряного века.

Мотив «маски» – излюбленный в культуре Серебряного века. Вся атмосфера этого времени проникнута театральными розыгрышами, мистификациями и характеризуется поисками новых путей в искусстве. Разнообразны маски в творчестве Александра Блока:

Маска, дай мне чутко слушать

Сердце темное твое,

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

Драматургия Блока органично продолжает начатые его лирикой поиски «всеединения». И когда в 1906 г. Всеволод Мейерхольд, творческим девизом которого становятся слова чеховского  Треплева «нужны новые формы», ставит на сцене блоковскую лирическую драму «Балаганчик», в которой соединились сценография Николая Сапунова, музыка Михаила Кузмина, режиссура Мейерхольда и его же актерский талант (он исполнял роль Пьеро), – эту постановку Блок называет «идеальной».      

Любезные гости вечера познакомятся с различными видами маскарадов Серебряного века: от костюмированного бала 1903 года – самого известного  праздника петербургской аристократической элиты того времени – до «бумажного бала» в театре В. Ф. Комиссаржевской.  

Посетители погрузятся в атмосферу не только поэзии, но живописи и музыки Серебряного века. Мотивы «маски» и «маскарада» чаще всего использовали художники объединения «Мир искусства» – Константин Сомов, Александр Бенуа. Игорь Стравинский нередко обращался к мотиву «маскарада», в частности, в музыке, написанной для балета «Петрушка».

Почему поэты Серебряного века представляли жизнь как театр масок, а герои «арлекинады» (Пьеро, Арлекин, Коломбина и др.) создавали трагический образ эпохи, кто скрывался под маской «трагического Пьеро», почему многие произведения этого времени носят одинаковое название «Маскарад», как зашифрована «Поэма без героя» Анны Ахматовой и каковы функции «зеркального письма» в ней – обо всем этом узнают гости, посетившие Литературную гостиную в Историческом музее.

Литературную гостиную в Историческом музее можно посмотреть онлайн на странице Русского клуба www.rusclub.pro.



Яндекс.Метрика
На официальном Интернет-сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" могут использоваться технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. При Вашем несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.

The Pushkin Institute's official website may use cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of this action and agree with it and our Privacy Policy. If you are not agree, we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.