«Ценность онлайн-образования – во взаимодействии с участниками учебного процесса»

20 апреля состоялась крупная онлайн-конференция  EdTech Space 2017, посвященная новым технологиям в обучении. Конференция организована компанией Webinar в партнерстве с Национальной платформой «Открытое образование», компаниями Headhunter, Edutainme, Нетология, издательством МИФ. Модератор конференции Мария Лебедева, заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина, делится своими впечатлениями.

–  Мария, расскажите, какие вопросы обсуждались на конференции?

– На конференции обсуждались как традиционные темы, так и неожиданные и достаточно спорные вопросы: обучение в формате смс, тренинги в виртуальной реальности, дофаминовый коридор для учащихся онлайн-курса, индивидуализированный подход к обучению, поставленный на конвейер. Вести такую конференцию было невероятно интересно – а уж как познавательно! Конференция продолжалась шесть часов, но, честное слово, она была сопоставима с многочасовой программой повышения квалификации.

Совершенно замечательно, что в конференции приняли участие эксперты из разных отраслей онлайн-образования: были представители и высшего образования, и корпоративных университетов, и дополнительного образования для детей и взрослых, и платформ-агрегаторов MOOC. Мы услышали, как оценивают рынок онлайн-образования предприниматели и преподаватели, аналитики и маркетологи, специалисты по когнитивной психологии и нейронаукам. Мы видели, как обучают в онлайн-среде точным наукам, творческим профессиям, профессиональным навыкам и, конечно, языкам (в этом месте передаю огромный привет LinguaLeo и SkyEng).

IMG_7461.PNG

Пересказать содержание конференции не берусь – да это и не имеет смысла, запись можно посмотреть после регистрации на сайте конференции. Отмечу только основные вопросы, которые напрямую касаются и отрасли языкового обучения.

Вопрос мотивации, кажется, был ключевым в большинстве дискуссий и докладов. Дмитрий Мацкевич, сооснователь компаний Flocktory, Icon8, специалист в области нейронаук и машинного обучения, отметил, что университеты (и учебные заведения в целом) потеряли свою историческую роль хранителей уникального контента. Сейчас их основная задача состоит в том, чтобы научиться вовлекать в обучение, мотивировать студентов и конкурировать с альтернативными источниками развлечения. Да-да, не источниками контента, как можно было бы подумать, а с источниками развлечений.

Нередко решение проблемы мотивации связывают с внедрением игровых механик в обучение. Геймификация, или игрофикация, действительно, способствует тому, что слушатели проходят учебный курс до конца: обучение напоминает игру, и хочется заработать больше баллов, стать первым в рейтинге, получить новый статус. Это довольно простой способ производства дофамина - гормона, который влияет на наш уровень внимания, вызывает чувство удовлетворения от нашей деятельности. Однако такие внешние инструменты вовлечения не всегда оказываются эффективными и долгосрочными, если не создана мотивация внутренняя, если не развивается осознанное отношение к обучению и к дофаминовому потреблению.   

В обучении языку проблема мотивации особенно значима. Учить язык – это почти то же самое, что заниматься спортом: мы обычно бодро начинаем осваивать новый язык и так же быстро бросаем, если нет достаточно сильного стимула. В компании SkyEng, специализирующейся на онлайн-обучении английскому языку, эту проблему решают за счет учета интересов каждого ученика и создании эмоциональной связи между учеником и преподавателем. Действительно, ведь одно дело – когда о домашнем задании напоминает бездушное мобильное приложение, и совсем другое – если его ждет живой преподаватель.

– Что, на Ваш взгляд, сегодня является наиболее ценным в формате онлайн-обучения?

– Ценность онлайн-образования – не только в контенте, а во взаимодействии с участниками учебного процесса, которые находятся по ту сторону экрана. Кажется, ни у кого не вызывает сомнений нежизнеспособность «бесконтактного» онлайн-обучения, при котором нет общения ни с преподавателем, ни между обучающимися, ни с даже с автоматизированной диалоговой системой, которая хотя бы немного напоминает живого человека.

В интернете уже скапливаются целые «кладбища» невостребованного контента, который был создан в отрыве от интересов учащихся, который не сопровождается и не продвигается разработчиками. Чтобы этого не происходило, организации запускают полноценные маркетинговые кампании, чтобы проанализировать потребности своей аудитории, сформировать ценность обучения, собрать обратную связь.

В онлайн-университете МТС, например, используют и email-рассылки, и SMM-тактики, и «сарафанное радио», и лидеров мнений, и снимают трейлеры к каждому новому курсу или тренингу. Да, кстати, трейлер – слово из киноиндустрии – уже активно вошло в наш профессиональный лексикон, и это еще раз показывает, как сфера медиаразвлечений срастается с образованием.

Смс-тренинг – формат обучения, успешно реализуемый компанией Ёрд –прекрасный пример того, как онлайн-коммуникация с обучающимися превращается из формы сопровождения в основную форму обучения. Участники тренингов в течение дня получают короткие сообщения с отобранным, актуальным именно для них контентом, выполняют задания и тут же, в групповом чате их обсуждают. Надо сказать, я давно вынашиваю идею организовать смс-обучение русскому языку, и если вдруг меня читают единомышленники, приглашаю к сотрудничеству – это должно быть интересно!

– Как эксперты оценивают качество онлайн-обучения?

– Этой теме напрямую был посвящен доклад Максима Скрябина из Stepic, однако так или иначе почти все участники касались вопроса о том, как оценить качество онлайн-курсов или программ.

Все способы оценить качество курса можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние – это экспертные анализ курса по таким критериям, как соответствие содержания заявленным целям, качество учебных материалов, обучающаяся деятельность в курсе и взаимодействие с участниками, организация поддержки учащегося, механизмы оценивания результатов прохождения, маркетинг курса. Однако внутренняя оценка курсов экспертами – важная часть контроля качества, но не решающая. Если вернуться к мысли о том, что онлайн-обучение – это всегда коммуникация с обучающимся, то для оценки его качества важно использовать пользовательские метрики: число активных пользователей на курсе, процент прошедших курс до конца, отзывы пользователей и так далее. И аналитика пользовательских метрик может совпадать, а может и противоречить экспертным оценкам. А учитывать необходимо, разумеется, и внутренние, и внешние критерии.

Слушая докладчиков и участников, я все сильнее убеждалась в том, что в нашей области – онлайн-обучению русскому языку – все самое интересное только начинается. Мы, конечно, еще не можем представить результаты, которые были бы сопоставимы с крупными игроками этого поля: корпоративным обучением, обучением английскому языку, дополнительным обучением детей. С другой стороны, мы счастливчики, ведь нам столько интересного еще предстоит сделать! Важно только не отставать от отрасли и не переставать учиться у лучших.


Яндекс.Метрика