«Ценность онлайн-образования – во взаимодействии с участниками учебного процесса»

20 апреля состоялась крупная онлайн-конференция  EdTech Space 2017, посвященная новым технологиям в обучении. Конференция организована компанией Webinar в партнерстве с Национальной платформой «Открытое образование», компаниями Headhunter, Edutainme, Нетология, издательством МИФ. Модератор конференции Мария Лебедева, заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина, делится своими впечатлениями.

–  Мария, расскажите, какие вопросы обсуждались на конференции?

– На конференции обсуждались как традиционные темы, так и неожиданные и достаточно спорные вопросы: обучение в формате смс, тренинги в виртуальной реальности, дофаминовый коридор для учащихся онлайн-курса, индивидуализированный подход к обучению, поставленный на конвейер. Вести такую конференцию было невероятно интересно – а уж как познавательно! Конференция продолжалась шесть часов, но, честное слово, она была сопоставима с многочасовой программой повышения квалификации.

Совершенно замечательно, что в конференции приняли участие эксперты из разных отраслей онлайн-образования: были представители и высшего образования, и корпоративных университетов, и дополнительного образования для детей и взрослых, и платформ-агрегаторов MOOC. Мы услышали, как оценивают рынок онлайн-образования предприниматели и преподаватели, аналитики и маркетологи, специалисты по когнитивной психологии и нейронаукам. Мы видели, как обучают в онлайн-среде точным наукам, творческим профессиям, профессиональным навыкам и, конечно, языкам (в этом месте передаю огромный привет LinguaLeo и SkyEng).

IMG_7461.PNG

Пересказать содержание конференции не берусь – да это и не имеет смысла, запись можно посмотреть после регистрации на сайте конференции. Отмечу только основные вопросы, которые напрямую касаются и отрасли языкового обучения.

Вопрос мотивации, кажется, был ключевым в большинстве дискуссий и докладов. Дмитрий Мацкевич, сооснователь компаний Flocktory, Icon8, специалист в области нейронаук и машинного обучения, отметил, что университеты (и учебные заведения в целом) потеряли свою историческую роль хранителей уникального контента. Сейчас их основная задача состоит в том, чтобы научиться вовлекать в обучение, мотивировать студентов и конкурировать с альтернативными источниками развлечения. Да-да, не источниками контента, как можно было бы подумать, а с источниками развлечений.

Нередко решение проблемы мотивации связывают с внедрением игровых механик в обучение. Геймификация, или игрофикация, действительно, способствует тому, что слушатели проходят учебный курс до конца: обучение напоминает игру, и хочется заработать больше баллов, стать первым в рейтинге, получить новый статус. Это довольно простой способ производства дофамина - гормона, который влияет на наш уровень внимания, вызывает чувство удовлетворения от нашей деятельности. Однако такие внешние инструменты вовлечения не всегда оказываются эффективными и долгосрочными, если не создана мотивация внутренняя, если не развивается осознанное отношение к обучению и к дофаминовому потреблению.   

В обучении языку проблема мотивации особенно значима. Учить язык – это почти то же самое, что заниматься спортом: мы обычно бодро начинаем осваивать новый язык и так же быстро бросаем, если нет достаточно сильного стимула. В компании SkyEng, специализирующейся на онлайн-обучении английскому языку, эту проблему решают за счет учета интересов каждого ученика и создании эмоциональной связи между учеником и преподавателем. Действительно, ведь одно дело – когда о домашнем задании напоминает бездушное мобильное приложение, и совсем другое – если его ждет живой преподаватель.

– Что, на Ваш взгляд, сегодня является наиболее ценным в формате онлайн-обучения?

– Ценность онлайн-образования – не только в контенте, а во взаимодействии с участниками учебного процесса, которые находятся по ту сторону экрана. Кажется, ни у кого не вызывает сомнений нежизнеспособность «бесконтактного» онлайн-обучения, при котором нет общения ни с преподавателем, ни между обучающимися, ни с даже с автоматизированной диалоговой системой, которая хотя бы немного напоминает живого человека.

В интернете уже скапливаются целые «кладбища» невостребованного контента, который был создан в отрыве от интересов учащихся, который не сопровождается и не продвигается разработчиками. Чтобы этого не происходило, организации запускают полноценные маркетинговые кампании, чтобы проанализировать потребности своей аудитории, сформировать ценность обучения, собрать обратную связь.

В онлайн-университете МТС, например, используют и email-рассылки, и SMM-тактики, и «сарафанное радио», и лидеров мнений, и снимают трейлеры к каждому новому курсу или тренингу. Да, кстати, трейлер – слово из киноиндустрии – уже активно вошло в наш профессиональный лексикон, и это еще раз показывает, как сфера медиаразвлечений срастается с образованием.

Смс-тренинг – формат обучения, успешно реализуемый компанией Ёрд –прекрасный пример того, как онлайн-коммуникация с обучающимися превращается из формы сопровождения в основную форму обучения. Участники тренингов в течение дня получают короткие сообщения с отобранным, актуальным именно для них контентом, выполняют задания и тут же, в групповом чате их обсуждают. Надо сказать, я давно вынашиваю идею организовать смс-обучение русскому языку, и если вдруг меня читают единомышленники, приглашаю к сотрудничеству – это должно быть интересно!

– Как эксперты оценивают качество онлайн-обучения?

– Этой теме напрямую был посвящен доклад Максима Скрябина из Stepic, однако так или иначе почти все участники касались вопроса о том, как оценить качество онлайн-курсов или программ.

Все способы оценить качество курса можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние – это экспертные анализ курса по таким критериям, как соответствие содержания заявленным целям, качество учебных материалов, обучающаяся деятельность в курсе и взаимодействие с участниками, организация поддержки учащегося, механизмы оценивания результатов прохождения, маркетинг курса. Однако внутренняя оценка курсов экспертами – важная часть контроля качества, но не решающая. Если вернуться к мысли о том, что онлайн-обучение – это всегда коммуникация с обучающимся, то для оценки его качества важно использовать пользовательские метрики: число активных пользователей на курсе, процент прошедших курс до конца, отзывы пользователей и так далее. И аналитика пользовательских метрик может совпадать, а может и противоречить экспертным оценкам. А учитывать необходимо, разумеется, и внутренние, и внешние критерии.

Слушая докладчиков и участников, я все сильнее убеждалась в том, что в нашей области – онлайн-обучению русскому языку – все самое интересное только начинается. Мы, конечно, еще не можем представить результаты, которые были бы сопоставимы с крупными игроками этого поля: корпоративным обучением, обучением английскому языку, дополнительным обучением детей. С другой стороны, мы счастливчики, ведь нам столько интересного еще предстоит сделать! Важно только не отставать от отрасли и не переставать учиться у лучших.


Яндекс.Метрика
На официальном Интернет-сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" могут использоваться технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. При Вашем несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.

The Pushkin Institute's official website may use cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of this action and agree with it and our Privacy Policy. If you are not agree, we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.