Представители вузов России обсуждают проблемы подготовки иностранных граждан

16 мая 2016 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина начала свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан».
В конференции принимают участие представители 110 вузов со всей страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Карелии, Урала, Сибири, Дальнего Востока.  
«Россия должна проводить продуманную образовательную политику, направленную на привлечение лучших иностранных студентов, – обратился к делегатам заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов. – Важно повышать качество российского образования, для этого необходимо объединить усилия всех вузов России».

DSC_9470.jpg

Замминистра отметил рост числа иностранных студентов, обучающихся в России на очной форме: в 2012 году это число составило 129 тысяч человек, а по итогам 2014-2015 учебного года – уже 183 тысячи, что составляет 3,7% от общей доли иностранных студентов, обучающихся во всех странах мира. По его мнению, рост связан с проведением мероприятий по продвижению русского языка и российского образования, инициированных Правительством РФ, увеличением квоты приема иностранных студентов на обучение за счет бюджета РФ с 10 до 15 тысяч человек в год.
Политическую важность обучения иностранных граждан отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бенин в России Анисет Габриэль Кочофа. Иностранные студенты и выпускники – тот капитал, который позволяет соединить различные культуры, способствует улучшению имиджа России, расширению международного экономического и культурного сотрудничества. Больше 100 тысяч высококлассных специалистов-выпускников советских и российских вузов сейчас живут и работают в Африке. Анисет Габриэль Кочофа призвал обратить внимание на потенциал африканского континента.

DSC_9698.jpg

За десять лет сеть образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных студентов на подготовительных факультетах, возросла  с 30 до 106, сообщила начальник отдела департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Михель. Быстрый рост обусловил и проблемы: отсутствие единого подхода к организации обучения, содержанию образовательных программ, контролю уровня знаний на «входе» и «выходе»; различные условия обучения иностранных студентов. Представители вузов отмечают также заниженный уровень финансирования обучения иностранцев на подготовительных факультетах по сравнению с программами высшего образования.

DSC_9412.jpg

Для решения этих вопросов в октябре 2015 года при Министерстве образования и науки России была создана рабочая группа, в которую вошли представители ведущих российских вузов, имеющих опыт в обучении иностранных граждан. Первой задачей рабочей группы стала разработка методических рекомендаций, которые позволят создать единые рамки для  реализации дополнительных общеобразовательных программ. В апреле 2016 года рекомендации были направлены в Минобрнауки, где в настоящее время проходят юридическую экспертизу и доработку, после чего будут направлены в вузы для использования в работе. Все участники проходящей в Институте Пушкина конференции могут ознакомиться с текстом документа и внести дополнительные предложения.

Подходы Германии и Канады к отбору и обучению иностранных студентов представил делегатам конференции профессор Института Пушкина Олег Радченко. В Европе подготовительные факультеты существуют как коммерческие программы, если не предусмотрены договоренности между вузами. Германия нацелена на широкое привлечение в свои вузы и дальнейшее закрепление в стране талантливой молодежи со всего мира и делает для этого очень многое. Иностранный студент для обучения в Германии должен обладать знанием немецкого языка на уровне не ниже B1. В Канаде привлечение самых способных студентов не входит в число явных приоритетов, здесь выше требования к знанию языка. Для поступления в канадский вуз необходимо обладать знанием английского или французского на уровне C1. Олег Радченко обратил внимание на четкую слаженную работу основных образовательных структур вуза и подготовительных факультетов, несмотря на  то, что эта деятельность часто отдается на аутсорсинг. Так, студентам подготовительных факультетов читаются некоторые университетские курсы, например, философии или психологии. В случае успешного освоения материала и поступления в университет этот курс засчитывается в ходе дальнейшего обучения. 

DSC_9585.jpg

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая в своем выступлении подчеркнула, что сейчас в России все больше внимания на всех уровнях уделяется владению правильным русским языком, что стало в прямом смысле государственной задачей. Этот фактор напрямую влияет и на качество подготовки выпускников российских вузов и, соответственно, на конкурентоспособность российского высшего образования на международном рынке. 

DSC_9454.jpg

«Преподаватели подготовительных факультетов выполняют титаническую работу», – подчеркнула ректор Института Пушкина. За короткий срок, всего 10 месяцев, иностранные слушатели осваивают русский язык – часто «с нуля» до уровня В1, то есть фактически преодолевают три уровня. Кроме того, будущим студентам читают курсы по выбранной специальности в зависимости от профиля, которых в настоящее время пять: технический, экономический, гуманитарный, естественно-научный. Чтобы сделать всю эту деятельность более эффективной, необходимы кооперация и сетевое взаимодействие между вузами. На подготовительных факультетах реализуются программы дополнительного образования, которые не регламентируются федеральными стандартами, поэтому вопросы выработки единых подходов к методике обучения, итоговой аттестации, кадровому и материальному обеспечению, решению возникающих проблем становятся все более актуальными. 

По мнению Маргариты Русецкой, вузам, которые реализуют программы подготовки иностранных граждан, необходимо создавать систему общественно-профессиональной аккредитации и экспертизы  программ, контроля качества подготовки выпускников. Критерий качества подготовки должен стать определяющим при проведении конкурсного отбора вузов, реализующих программы подготовки иностранных граждан к получению высшего образования в России. 

Ректор Института Пушкина поблагодарила членов рабочей группы по координации работ подготовительных отделений, в которую вошли представители МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, МАДИ, СТАНКИН, Воронежского государственного университета и других лучших вузов России и выразила уверенность, что плодотворная работа будет продолжена.

Далее работа конференции продолжилась в формате круглого стола. Представители вузов делились своим видением миссии подготовительных факультетов, организации их работы, рассказывали о лучших практиках.

DSC_9538.jpg

Андрей Ременцов, проректор по международным связям МАДИ, поделился своим видением довузовской подготовки иностранных граждан. По его мнению, России нужна стратегия обучения иностранных граждан, маркетинг международного рынка образовательных услуг, а также система оценки качества образовательных структур, занимающихся обучением иностранных граждан.

DSC_9831.jpg

Елизавета Хамраева, заведующая кафедрой довузовского преподавания русского языка как иностранного Московского государственного педагогического университета, рассказала, что успешной социокультурной адаптации иностранных слушателей способствует привлечение студентов МПГУ – будущих педагогов. Они проводят с иностранцами квесты, совместные походы в детские сады и школы Москвы. В Институте Пушкина для иностранных слушателей проводятся экскурсии, их вовлекают во все мероприятия вуза: кинопросмотры, спортивные соревнования, танцевальные выступления, рассказала Наталия Татаринова, начальник учебно-методического управления.

DSC_9924.JPG

С докладами на круглом столе выступили также представители Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Южно-Уральского государственного университета, Томского политехнического университета, Ивановского государственного университета.

Проректор по учебной работе Института Пушкина Елена Колтакова в своем докладе сделала обзор ситуации с подготовительными факультетами у нас в стране. Первый в СССР подготовительный факультет для иностранных граждан был открыт в 1954 году при МГУ им. М.В. Ломоносова, а к 1990 году Советский Союз занимал третье место в мире по обучению иностранных граждан после США и Великобритании: на подготовительных факультетах советских вузов обучалось около 12 800 иностранных граждан. В девяностые годы произошло уменьшение численности, но к концу двухтысячных годов она снова стала расти. В настоящее время (в 2015/16 учебном году) на подготовительных факультетах в России учится 13 855 иностранных граждан – это максимальный контингент за весь период работы подфаков. 

DSC_9910.JPG

«В настоящее время идет формирование предложений по совершенствованию работы подготовительных факультетов, и мы ждем, что участники конференции примут в этом активное участие, – подчеркнула Елена Колтакова обратила внимание коллег на современные электронные ресурсы, которые представлены на портале «Образование на русском». Портал, созданный при поддержке Правительства России и Минобрнауки, предоставляет все возможности для дистанционного изучения русского языка и русской культуры.

17 мая конференция продолжит работу по секциям. Кроме того, запланировано очередное заседание рабочей группы по координации подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке и программа повышения квалификации для преподавателей, работающих в системе подготовительных факультетов.


Яндекс.Метрика
На официальном Интернет-сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" могут использоваться технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. При Вашем несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.

The Pushkin Institute's official website may use cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of this action and agree with it and our Privacy Policy. If you are not agree, we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.