Представители вузов России обсуждают проблемы подготовки иностранных граждан

16 мая 2016 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина начала свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан».
В конференции принимают участие представители 110 вузов со всей страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Карелии, Урала, Сибири, Дальнего Востока.  
«Россия должна проводить продуманную образовательную политику, направленную на привлечение лучших иностранных студентов, – обратился к делегатам заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов. – Важно повышать качество российского образования, для этого необходимо объединить усилия всех вузов России».

DSC_9470.jpg

Замминистра отметил рост числа иностранных студентов, обучающихся в России на очной форме: в 2012 году это число составило 129 тысяч человек, а по итогам 2014-2015 учебного года – уже 183 тысячи, что составляет 3,7% от общей доли иностранных студентов, обучающихся во всех странах мира. По его мнению, рост связан с проведением мероприятий по продвижению русского языка и российского образования, инициированных Правительством РФ, увеличением квоты приема иностранных студентов на обучение за счет бюджета РФ с 10 до 15 тысяч человек в год.
Политическую важность обучения иностранных граждан отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бенин в России Анисет Габриэль Кочофа. Иностранные студенты и выпускники – тот капитал, который позволяет соединить различные культуры, способствует улучшению имиджа России, расширению международного экономического и культурного сотрудничества. Больше 100 тысяч высококлассных специалистов-выпускников советских и российских вузов сейчас живут и работают в Африке. Анисет Габриэль Кочофа призвал обратить внимание на потенциал африканского континента.

DSC_9698.jpg

За десять лет сеть образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных студентов на подготовительных факультетах, возросла  с 30 до 106, сообщила начальник отдела департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Михель. Быстрый рост обусловил и проблемы: отсутствие единого подхода к организации обучения, содержанию образовательных программ, контролю уровня знаний на «входе» и «выходе»; различные условия обучения иностранных студентов. Представители вузов отмечают также заниженный уровень финансирования обучения иностранцев на подготовительных факультетах по сравнению с программами высшего образования.

DSC_9412.jpg

Для решения этих вопросов в октябре 2015 года при Министерстве образования и науки России была создана рабочая группа, в которую вошли представители ведущих российских вузов, имеющих опыт в обучении иностранных граждан. Первой задачей рабочей группы стала разработка методических рекомендаций, которые позволят создать единые рамки для  реализации дополнительных общеобразовательных программ. В апреле 2016 года рекомендации были направлены в Минобрнауки, где в настоящее время проходят юридическую экспертизу и доработку, после чего будут направлены в вузы для использования в работе. Все участники проходящей в Институте Пушкина конференции могут ознакомиться с текстом документа и внести дополнительные предложения.

Подходы Германии и Канады к отбору и обучению иностранных студентов представил делегатам конференции профессор Института Пушкина Олег Радченко. В Европе подготовительные факультеты существуют как коммерческие программы, если не предусмотрены договоренности между вузами. Германия нацелена на широкое привлечение в свои вузы и дальнейшее закрепление в стране талантливой молодежи со всего мира и делает для этого очень многое. Иностранный студент для обучения в Германии должен обладать знанием немецкого языка на уровне не ниже B1. В Канаде привлечение самых способных студентов не входит в число явных приоритетов, здесь выше требования к знанию языка. Для поступления в канадский вуз необходимо обладать знанием английского или французского на уровне C1. Олег Радченко обратил внимание на четкую слаженную работу основных образовательных структур вуза и подготовительных факультетов, несмотря на  то, что эта деятельность часто отдается на аутсорсинг. Так, студентам подготовительных факультетов читаются некоторые университетские курсы, например, философии или психологии. В случае успешного освоения материала и поступления в университет этот курс засчитывается в ходе дальнейшего обучения. 

DSC_9585.jpg

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая в своем выступлении подчеркнула, что сейчас в России все больше внимания на всех уровнях уделяется владению правильным русским языком, что стало в прямом смысле государственной задачей. Этот фактор напрямую влияет и на качество подготовки выпускников российских вузов и, соответственно, на конкурентоспособность российского высшего образования на международном рынке. 

DSC_9454.jpg

«Преподаватели подготовительных факультетов выполняют титаническую работу», – подчеркнула ректор Института Пушкина. За короткий срок, всего 10 месяцев, иностранные слушатели осваивают русский язык – часто «с нуля» до уровня В1, то есть фактически преодолевают три уровня. Кроме того, будущим студентам читают курсы по выбранной специальности в зависимости от профиля, которых в настоящее время пять: технический, экономический, гуманитарный, естественно-научный. Чтобы сделать всю эту деятельность более эффективной, необходимы кооперация и сетевое взаимодействие между вузами. На подготовительных факультетах реализуются программы дополнительного образования, которые не регламентируются федеральными стандартами, поэтому вопросы выработки единых подходов к методике обучения, итоговой аттестации, кадровому и материальному обеспечению, решению возникающих проблем становятся все более актуальными. 

По мнению Маргариты Русецкой, вузам, которые реализуют программы подготовки иностранных граждан, необходимо создавать систему общественно-профессиональной аккредитации и экспертизы  программ, контроля качества подготовки выпускников. Критерий качества подготовки должен стать определяющим при проведении конкурсного отбора вузов, реализующих программы подготовки иностранных граждан к получению высшего образования в России. 

Ректор Института Пушкина поблагодарила членов рабочей группы по координации работ подготовительных отделений, в которую вошли представители МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, МАДИ, СТАНКИН, Воронежского государственного университета и других лучших вузов России и выразила уверенность, что плодотворная работа будет продолжена.

Далее работа конференции продолжилась в формате круглого стола. Представители вузов делились своим видением миссии подготовительных факультетов, организации их работы, рассказывали о лучших практиках.

DSC_9538.jpg

Андрей Ременцов, проректор по международным связям МАДИ, поделился своим видением довузовской подготовки иностранных граждан. По его мнению, России нужна стратегия обучения иностранных граждан, маркетинг международного рынка образовательных услуг, а также система оценки качества образовательных структур, занимающихся обучением иностранных граждан.

DSC_9831.jpg

Елизавета Хамраева, заведующая кафедрой довузовского преподавания русского языка как иностранного Московского государственного педагогического университета, рассказала, что успешной социокультурной адаптации иностранных слушателей способствует привлечение студентов МПГУ – будущих педагогов. Они проводят с иностранцами квесты, совместные походы в детские сады и школы Москвы. В Институте Пушкина для иностранных слушателей проводятся экскурсии, их вовлекают во все мероприятия вуза: кинопросмотры, спортивные соревнования, танцевальные выступления, рассказала Наталия Татаринова, начальник учебно-методического управления.

DSC_9924.JPG

С докладами на круглом столе выступили также представители Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Южно-Уральского государственного университета, Томского политехнического университета, Ивановского государственного университета.

Проректор по учебной работе Института Пушкина Елена Колтакова в своем докладе сделала обзор ситуации с подготовительными факультетами у нас в стране. Первый в СССР подготовительный факультет для иностранных граждан был открыт в 1954 году при МГУ им. М.В. Ломоносова, а к 1990 году Советский Союз занимал третье место в мире по обучению иностранных граждан после США и Великобритании: на подготовительных факультетах советских вузов обучалось около 12 800 иностранных граждан. В девяностые годы произошло уменьшение численности, но к концу двухтысячных годов она снова стала расти. В настоящее время (в 2015/16 учебном году) на подготовительных факультетах в России учится 13 855 иностранных граждан – это максимальный контингент за весь период работы подфаков. 

DSC_9910.JPG

«В настоящее время идет формирование предложений по совершенствованию работы подготовительных факультетов, и мы ждем, что участники конференции примут в этом активное участие, – подчеркнула Елена Колтакова обратила внимание коллег на современные электронные ресурсы, которые представлены на портале «Образование на русском». Портал, созданный при поддержке Правительства России и Минобрнауки, предоставляет все возможности для дистанционного изучения русского языка и русской культуры.

17 мая конференция продолжит работу по секциям. Кроме того, запланировано очередное заседание рабочей группы по координации подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке и программа повышения квалификации для преподавателей, работающих в системе подготовительных факультетов.