Научный семинар аспирантского объединения

17 ноября 2016 года в Институте Пушкина прошло очередное собрание аспирантов под руководством профессора кафедры общего и русского языкознания Марии Станиславовны Миловановой. Научный семинар объединил аспирантов из Вьетнама, Китая, Ганы, Молдовы, Румынии, России.

Площадка для презентации результатов научно-практической, исследовательской и инновационной работы аспирантов, семинары Аспирантского объединения дают каждому аспиранту замечательную возможность поделиться со слушателями собственными разработками, обменяться с коллегами опытом, установить новые научные контакты с молодежью из других стран, а также обрести новых друзей. Здесь молодые исследователи, только открывающие для себя увлекательный путь научных достижений, могут получить критическую оценку своей работы от товарищей и старших коллег – опытных исследователей и педагогов.

В этот раз семинар аспирантам уделил внимание профессор кафедры общего и русского языкознания Борис Иванович Фоминых, который посетил семинар Аспирантского объединения не случайно. Будучи вот уже много лет членом экспертной комиссии ВАК, он рассказал о тех моментах, которые должен иметь в виду каждый молодой исследователь, работающий над диссертацией. Так, был сделан акцент на том, как важно определить тему будущего научного исследования. Борис Иванович отметил, что актуальными являются работы в области когнитивной коммуникации и лингвокультурологии, лингвистический анализ прозаических и поэтических текстов, а также проблемы, связанные с антропоцентрическим подходом к изучению языка. Профессор Фоминых подчеркнул: сегодня каждое языковое явление должно изучаться комплексно, а значит, наряду, скажем, со структурно-семантическим необходимо использовать коммуникативно-прагматический, статистический, должны привлекаться психолингвистические и социологические данные. Он обратил внимание аспирантов и на серьезное отношение к исследуемому материалу: в количественном отношении число примеров должно достигать минимум 1000, из которых порядка 100-200 будут фигурировать в работе, и, конечно же, весь собранный материал должен быть репрезентативен – быть убедительной иллюстрацией исследуемого явления. Профессор Фоминых завершил выступление мыслью о том, что автореферат – это важная и показательная часть исследования.

Следующим выступлением на семинаре был научный доклад аспирантки первого курса Регины Шамсутдиновой (научный руководитель – д.ф.н. М.С. Милованова). Это было первое представление темы научного исследования под рабочим названием «Транспозиция местоимений в категорию состояния». Работа вызвала живой интерес у коллег, и в аудитории развернулось обсуждение вопросов о выделении категории состояния в качестве  самостоятельной части речи, критериях такого выделения, о материале исследования и собственно о механизмах перехода.

Едва ли можно удержаться от того, чтобы не назвать сам процесс выступления волнительным для оратора... Положение в центре аудитории за преподавательским столом в какой-то момент, возможно, становится вполне привычным – однако здесь совершенно другой случай: необходимо не научить, а представить коллегам себя как исследователя и свою тему на должном уровне. Несмотря на волнение, Регина спокойно  аргументировала свою точку зрения и дополняла ответ интересными примерами. Научный руководитель поддерживал докладчика, комментируя вопросы коллег и ответы выступающего. Хотелось бы отметить и активную работу аудитории, столь важную при подобном формате выступления. Четкие и грамотные вопросы коллег (в частности, Фенуку Самсона Доджи и Виктории Барбун) позволили получить необходимую обратную связь и сделать немало важных для дальнейшей работы пометок. По словам Регины, особенно важными для нее стали рекомендации и критика Бориса Ивановича Фоминых.

Семинары Аспирантского объединения – прекрасная возможность испытать себя в самом начале пути, взглянуть со стороны на проделанную работу. Это практика. Это опыт. Это общение. Это творческая атмосфера. Это мероприятие, которое ориентирует на исследовательскую работу и на саморазвитие – как в личностном, так и в профессиональном плане.

Виктория Барбун, аспирант третьего курса