В обществе существует запрос на получение риторических знаний

Место риторики и культуры речи в жизни современного  российского общества, вопросы культуры общения в политической, социальной и культурной жизни России обсудили на XХI Международной научной конференции «Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике» в Москве.

Конференция проходила с 1 по 3 февраля 2017 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина и была посвящена 20-летию создания Риторической ассоциации России, объединяющей преподавателей вузов и школьных и учителей русского языка, литературы, риторики, культуры речи.

DSC_0476.JPG

На открытии конференции участников приветствовала ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. «Риторика – универсальная наука, сохраняющая свою актуальность, несмотря на изменения человека, общества и текстов. Мы находимся на том этапе развития человечества, когда наряду с письменно-речевыми и устно-речевыми текстами в нашу жизнь вошла дисплейная коммуникация: электронные сообщения, sms, тексты на дисплеях. Сегодняшние дети рождаются в трех коммуникациях. Перед современными педагогами риторики стоит большая задача – сохранить и передать лучшие образцы звучания и написания русской речи, обучить школьников, студентов и коллег этим правилам построения красивых текстов. В тоже время появляется новая задача – изучение новой семиотической системы дисплейной коммуникации и, значит, выработка новых правил, в том числе риторических, для эффективной современной коммуникации», – подчеркнула М.Н. Русецкая.

DSC_0321.JPG

Председатель Риторической ассоциации России, профессор Института Пушкина Владимир Аннушкин отметил ряд ключевых проблем в этой сфере, которые ждут своего решения. По мнению В.И. Аннушкина, сегодня не хватает практического риторического образования, риторика в школах преподается редко и только как факультативный предмет. В обществе существует запрос на получение риторических знаний, в том числе через СМИ; но в масс медиа редко и с большим трудом появляются передачи с новым содержанием или темой. Что касается научной составляющей, то сегодня недостаточно изучены темы политической риторики и речевого образа современного делового человека.

DSC_0456.JPG

«И как журналист и как редактор, я могу сказать, что уровень грамотности и у журналистов в том числе, падает в катастрофических масштабах, – считает журналист, преподаватель РУДН Илья Карпенко. – Корректура и редактура отсутствуют: что автор написал, что он «слепил», так статья и выйдет. Указывают внизу текста – если вы заметили ошибку, исправьте, пожалуйста. Но кто её будет исправлять... Поэтому риторика, владение русским словом – то, что надо для всех специальностей, чтобы чувствовать себя культурным человеком, имеющим отношения к нашему великому языку».

DSC_0771.jpg

Выступавшие на конференции специалисты отметили повышение интереса и мотивации к изучению русского языка в обществе. В своем выступлении профессор Воронежского государственного университета Иосиф Стернин привел результаты проведенного анкетирования госслужащих, которые прошли повышение квалификации по программе дополнительного образования «Культура устной и письменной речи в структуре профессиональной компетентности государственного гражданского служащего». Данные показывают положительную динамику в мотивации чиновников к изучению русского языка: познавательный интерес к процессам, которые происходят в современном языке, грамотной письменной и устной речи, эффективному общению с людьми в своей профессиональной сфере, формированию личного имиджа.  

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению мотивации людей к повышению своего уровня владением устной и письменной речью. Анна Михальская, профессор Литературного института имени А.М. Горького, рассказав об используемом при обучении методе диалогической гармонизации. «Чтобы было желание творчества, нужна система, которая побуждала бы учиться и развиваться. Если мы учим технике художественной речи и наш ученик пишет рассказ, то при разборе текста преподавателю не стоит концентрироваться на недостатках, иначе у человека складывается ощущение, что он делает плохо все. Чтобы не подавлять творчество, можно говорить критические вещи, но не в форме императива. Человек часто не умеет сам оценить, что он делают удачно, поэтому надо концентрироваться на том, что написано им хорошо».

DSC_0512.JPG

«Мы должны заинтересовать людей тем, что русский язык сопровождает их всю жизнь, и совершенствовать себя в речи – совершенно необходимая потребность для всякого человека. Русский язык – это не только те правила орфографии и пунктуации, которые мы изучили в школе, а это наша мысль, воля, чувства, которые имеют выражение в языке», – считает профессор Института Пушкина Владимир Аннушкин.

Однако зачастую курсы по культуре речи оказываются некачественными из-за уровня подготовки самих преподавателей. Доцент МПГУ Марина Савова обратила внимание на эту проблему: «Население сейчас интересуется риторикой, большим успехом пользуются разные курсы, но их проводят  абсолютно безграмотные, неподготовленные люди. В результате, когда слушатели приходят на курсы публичного выступления, а их учат говорить как можно дольше, то неподготовленный человек получает ошибочное представление о риторике, и у нас появляются самоуверенные, непрофессиональные «ораторы», которые почему-то считают для себя возможным выступать и занимать чужое время и внимание».

DSC_0764.jpg

С целью привлечения людей разных профессий и возрастов к русскому языку Институт Пушкина планирует организовать Школу русского слова. «Это будут лекции, вечера, уроки, связанные с живым русским языком, – рассказывает руководитель проекта профессор Аннушкин. – Занятия будут ориентированы на разные возрасты, например, мы планируем организацию таких вечеров для школьников. У нас уже имеется актив, который заинтересовался нашими упражнениями по риторике и ораторскому выступлению».

Важнейшая задача Школы русского языка – обучение хорошей речи, коммуникативным умениям преподавателей средней и высшей школы. «Для преподавателей высшей школы мы планируем занятия по риторике и культуры речи - двухнедельные регулярные курсы дополнительного образования, так чтобы они могли быть засчитаны как программа повышения квалификации, – добавил В.И. Аннушкин. – Такие курсы всегда вызывали огромный интерес у преподавателей: овладевая навыками эффективного общения, они чувствуют себя уверенно в своей профессии. Уверен, что наша инициатива будет поддержана руководством Минобрнауки, Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Безусловно, Русская школа будет иметь контакты с воссозданным Обществом Русской словесности».

Юбилейная международная конференция по риторике вызвала огромный интерес в России и зарубежных странах. Более 100 заявок было подано для участия, свыше 80 статей специалистов в области риторики из разных городов России, Венгрии, Китая, Кыргызстана, Турции, Украины издано в научном сборнике конференции. Участники конференции отметили большое значение таких встреч, насыщенность научной программы и, особенно, важность поисков согласия в обществе, в том числе и с помощью риторической науки.  

Доцент Сибирского федерального университета Анджелла Смолина:  «Говоря о перспективах развития риторики, считаю, что все зависит от энтузиастов. Если будут такие люди, как Владимир Иванович Аннушкин, опытные, среднего возраста и молодые, риторика будет двигаться вперед.  Чем больше энтузиастов в этой науке, чем больше заинтересованных в продвижении этих знаний, тем лучше для риторики. Конференция хорошо организована, я рада, что она проходит в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина – это альма-матер конференции, и хотелось, чтобы она и дальше здесь проходила. Почерпнула для себя много нового из докладов, касающихся методики преподавания риторики. Ощутила себя в роли студента, давно не писала так много».

Преподаватель Вятского государственного университета Елена Кобелева: «Для нас, кто работает в других городах, очень важно знать, что думают московские ученые. Приезжая на конференцию, всегда стараемся уловить, а что же нового происходит в нашем российском мире науки. На конференции были интересные доклады, например, Анны Михальской, которая говорила о методе диалектической гуманизации. Нам необходимо взаимодействие друг с другом, стремление находить согласие, чему телевидение и современная литература совершенно не способствуют. С одной стороны, этот метод вроде бы известен, но с другой – мы должны к нему стремиться. На первый план должен выйти человек».

Профессор Института Пушкина Вера Богуславская: «В ходе работы секции «Преподавание риторики и культуры речи в вузах» мы обозначили терминологический аппарат, рассмотрели вопросы преемственности и риторику с точки зрения разных направлений: риторику для учителей, журналистов, тех, кто работает в рекламе. Поговорили о методах анализа – эти темы мы можем использовать для научных работ. Но самое главное, что была возможность обменяться мнениями: мы обогащаемся во время таких встреч и разъезжаемся наполненными, потому что другой человек поделился с нами своим взглядом!»

богуславская.jpg