В обществе существует запрос на получение риторических знаний

Место риторики и культуры речи в жизни современного  российского общества, вопросы культуры общения в политической, социальной и культурной жизни России обсудили на XХI Международной научной конференции «Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике» в Москве.

Конференция проходила с 1 по 3 февраля 2017 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина и была посвящена 20-летию создания Риторической ассоциации России, объединяющей преподавателей вузов и школьных и учителей русского языка, литературы, риторики, культуры речи.

DSC_0476.JPG

На открытии конференции участников приветствовала ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. «Риторика – универсальная наука, сохраняющая свою актуальность, несмотря на изменения человека, общества и текстов. Мы находимся на том этапе развития человечества, когда наряду с письменно-речевыми и устно-речевыми текстами в нашу жизнь вошла дисплейная коммуникация: электронные сообщения, sms, тексты на дисплеях. Сегодняшние дети рождаются в трех коммуникациях. Перед современными педагогами риторики стоит большая задача – сохранить и передать лучшие образцы звучания и написания русской речи, обучить школьников, студентов и коллег этим правилам построения красивых текстов. В тоже время появляется новая задача – изучение новой семиотической системы дисплейной коммуникации и, значит, выработка новых правил, в том числе риторических, для эффективной современной коммуникации», – подчеркнула М.Н. Русецкая.

DSC_0321.JPG

Председатель Риторической ассоциации России, профессор Института Пушкина Владимир Аннушкин отметил ряд ключевых проблем в этой сфере, которые ждут своего решения. По мнению В.И. Аннушкина, сегодня не хватает практического риторического образования, риторика в школах преподается редко и только как факультативный предмет. В обществе существует запрос на получение риторических знаний, в том числе через СМИ; но в масс медиа редко и с большим трудом появляются передачи с новым содержанием или темой. Что касается научной составляющей, то сегодня недостаточно изучены темы политической риторики и речевого образа современного делового человека.

DSC_0456.JPG

«И как журналист и как редактор, я могу сказать, что уровень грамотности и у журналистов в том числе, падает в катастрофических масштабах, – считает журналист, преподаватель РУДН Илья Карпенко. – Корректура и редактура отсутствуют: что автор написал, что он «слепил», так статья и выйдет. Указывают внизу текста – если вы заметили ошибку, исправьте, пожалуйста. Но кто её будет исправлять... Поэтому риторика, владение русским словом – то, что надо для всех специальностей, чтобы чувствовать себя культурным человеком, имеющим отношения к нашему великому языку».

DSC_0771.jpg

Выступавшие на конференции специалисты отметили повышение интереса и мотивации к изучению русского языка в обществе. В своем выступлении профессор Воронежского государственного университета Иосиф Стернин привел результаты проведенного анкетирования госслужащих, которые прошли повышение квалификации по программе дополнительного образования «Культура устной и письменной речи в структуре профессиональной компетентности государственного гражданского служащего». Данные показывают положительную динамику в мотивации чиновников к изучению русского языка: познавательный интерес к процессам, которые происходят в современном языке, грамотной письменной и устной речи, эффективному общению с людьми в своей профессиональной сфере, формированию личного имиджа.  

Большое внимание на конференции было уделено обсуждению мотивации людей к повышению своего уровня владением устной и письменной речью. Анна Михальская, профессор Литературного института имени А.М. Горького, рассказав об используемом при обучении методе диалогической гармонизации. «Чтобы было желание творчества, нужна система, которая побуждала бы учиться и развиваться. Если мы учим технике художественной речи и наш ученик пишет рассказ, то при разборе текста преподавателю не стоит концентрироваться на недостатках, иначе у человека складывается ощущение, что он делает плохо все. Чтобы не подавлять творчество, можно говорить критические вещи, но не в форме императива. Человек часто не умеет сам оценить, что он делают удачно, поэтому надо концентрироваться на том, что написано им хорошо».

DSC_0512.JPG

«Мы должны заинтересовать людей тем, что русский язык сопровождает их всю жизнь, и совершенствовать себя в речи – совершенно необходимая потребность для всякого человека. Русский язык – это не только те правила орфографии и пунктуации, которые мы изучили в школе, а это наша мысль, воля, чувства, которые имеют выражение в языке», – считает профессор Института Пушкина Владимир Аннушкин.

Однако зачастую курсы по культуре речи оказываются некачественными из-за уровня подготовки самих преподавателей. Доцент МПГУ Марина Савова обратила внимание на эту проблему: «Население сейчас интересуется риторикой, большим успехом пользуются разные курсы, но их проводят  абсолютно безграмотные, неподготовленные люди. В результате, когда слушатели приходят на курсы публичного выступления, а их учат говорить как можно дольше, то неподготовленный человек получает ошибочное представление о риторике, и у нас появляются самоуверенные, непрофессиональные «ораторы», которые почему-то считают для себя возможным выступать и занимать чужое время и внимание».

DSC_0764.jpg

С целью привлечения людей разных профессий и возрастов к русскому языку Институт Пушкина планирует организовать Школу русского слова. «Это будут лекции, вечера, уроки, связанные с живым русским языком, – рассказывает руководитель проекта профессор Аннушкин. – Занятия будут ориентированы на разные возрасты, например, мы планируем организацию таких вечеров для школьников. У нас уже имеется актив, который заинтересовался нашими упражнениями по риторике и ораторскому выступлению».

Важнейшая задача Школы русского языка – обучение хорошей речи, коммуникативным умениям преподавателей средней и высшей школы. «Для преподавателей высшей школы мы планируем занятия по риторике и культуры речи - двухнедельные регулярные курсы дополнительного образования, так чтобы они могли быть засчитаны как программа повышения квалификации, – добавил В.И. Аннушкин. – Такие курсы всегда вызывали огромный интерес у преподавателей: овладевая навыками эффективного общения, они чувствуют себя уверенно в своей профессии. Уверен, что наша инициатива будет поддержана руководством Минобрнауки, Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Безусловно, Русская школа будет иметь контакты с воссозданным Обществом Русской словесности».

Юбилейная международная конференция по риторике вызвала огромный интерес в России и зарубежных странах. Более 100 заявок было подано для участия, свыше 80 статей специалистов в области риторики из разных городов России, Венгрии, Китая, Кыргызстана, Турции, Украины издано в научном сборнике конференции. Участники конференции отметили большое значение таких встреч, насыщенность научной программы и, особенно, важность поисков согласия в обществе, в том числе и с помощью риторической науки.  

Доцент Сибирского федерального университета Анджелла Смолина:  «Говоря о перспективах развития риторики, считаю, что все зависит от энтузиастов. Если будут такие люди, как Владимир Иванович Аннушкин, опытные, среднего возраста и молодые, риторика будет двигаться вперед.  Чем больше энтузиастов в этой науке, чем больше заинтересованных в продвижении этих знаний, тем лучше для риторики. Конференция хорошо организована, я рада, что она проходит в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина – это альма-матер конференции, и хотелось, чтобы она и дальше здесь проходила. Почерпнула для себя много нового из докладов, касающихся методики преподавания риторики. Ощутила себя в роли студента, давно не писала так много».

Преподаватель Вятского государственного университета Елена Кобелева: «Для нас, кто работает в других городах, очень важно знать, что думают московские ученые. Приезжая на конференцию, всегда стараемся уловить, а что же нового происходит в нашем российском мире науки. На конференции были интересные доклады, например, Анны Михальской, которая говорила о методе диалектической гуманизации. Нам необходимо взаимодействие друг с другом, стремление находить согласие, чему телевидение и современная литература совершенно не способствуют. С одной стороны, этот метод вроде бы известен, но с другой – мы должны к нему стремиться. На первый план должен выйти человек».

Профессор Института Пушкина Вера Богуславская: «В ходе работы секции «Преподавание риторики и культуры речи в вузах» мы обозначили терминологический аппарат, рассмотрели вопросы преемственности и риторику с точки зрения разных направлений: риторику для учителей, журналистов, тех, кто работает в рекламе. Поговорили о методах анализа – эти темы мы можем использовать для научных работ. Но самое главное, что была возможность обменяться мнениями: мы обогащаемся во время таких встреч и разъезжаемся наполненными, потому что другой человек поделился с нами своим взглядом!»

богуславская.jpg

 


Яндекс.Метрика
На официальном Интернет-сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" могут использоваться технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. При Вашем несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.

The Pushkin Institute's official website may use cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of this action and agree with it and our Privacy Policy. If you are not agree, we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.