Лекция «Медиариторика и стратегии современных СМИ»

21 марта в Институте Пушкина состоялась лекция доктора филологических наук, профессора кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ирины Васильевны Анненковой. Тема лекции – «Медиариторика и стратегии современных СМИ». В работе семинара приняла участие Людмила Григорьевна Кайда - доктор филологических наук, заслуженный профессор Мадридского университета Комплутенсе, профессор МГУ.  

Лекция началась со слов благодарности в адрес Института Пушкина и  профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Владимира Ивановича Аннушкина: «Спасибо Владимиру Ивановичу за приглашение. Это честь выступать в Институте Пушкина. Вы сегодня флагман продвижения русского языка в мире, русской культуры и, как сейчас говорят, “русского мира”».

Неориторика.

Для русской культуры литературоцентризм закончился. Современная русская культура медиацентрична. И поэтому риторическое осмысление медиадискурса, риторический подход к его осмыслению органичен, так как язык СМИ – это прозаический тип речи, которым, собственно, риторика всегда и занималась.

Выдвижение в ХХ веке риторики на авансцену филологического и всего гуманитарного знания в целом, не было простым и прямолинейным: в свое время риторика породила  поэтику,  стилистику, логику и другие дисциплины, но, тем не менее, нужно было снова собирать все воедино. В этом смысле теория массовых коммуникаций и логическая теория аргументации стали предопределяющими. Такие понятия, как информация и аргумент, понятие иррационального и эмоционального воздействия на адресата, которые были выдвинуты в теории массовых коммуникаций,  в дальнейшем использовались неориторикой. Именно теория массовых коммуникаций предопределила теорию пресуппозиции, которую активно используют лингвисты.

Впервые об изучении того,  том, как передается информация от одной субьективности к другой, заговорил бельгийский ученый Хаим Перельман. Он задался поиском новых форм аргументации, выделил аксиологическую компоненту в неориторике. Такой подход Х. Перельмана позволяет не просто описать и смоделировать структуру медиадискурса, но и охарактеризовать его ценностно-оценочный модус.

В отечественной филологической школе особое место занимают труды А. К. Михальской, которая ввела понятие «национального риторического идеала», коррелирующее  идеями Перельмана.  Любая риторика национальна, потому  что создается на определенном национальном языке, а значит, в координатах тех ценностей и оценок, которые присущи этой нации.

Большой вклад в возрождение риторики в России внес Ю. В. Рождественский. Именно он впервые указал на то, что массовые коммуникации должны стать объектом самого пристального изучения филологов, особенно с точки зрения риторики, ее бадовых категорий – этоса, логоса и пафоса.

Медиакартина мира.

Медиа конструируют собственный мир, который не совпадает с миром реальным, и предлагают его массовому адресату в качестве единственно возможного. 

Медиакартина мира – это квазиреальность, которая формируется современными средствами массовой информации, коммуникации и пропаганды на всем медиапространстве.

Медиапространство - часть социального пространства, через которую это социальное пространство само себя репрезентирует, а также формирует ценностные ориентации и мировоззрение членов этого общества путем трансляции достижений культуры и цивилизации.

Сегодняшние медиа используют весь арсенал культуры и интерпретируют его с помощью различных дискурсивных стратегий. Особенно часто превалирует использование чужого слова, для того, чтобы интерпретировать его под  то событие, под тот факт, который нужен журналисту или медиакорпорации.

Один из важнейших признаков современного медиатекста это то, что когда-то Ролан Барт назвал  «смертью автора».  Сегодня коллегиальные, корпоративные установки оказываются важнее личностных установок самого журналиста.  

Стратегии медиадискурса.

Неориторическая модель современного медиадискурса строится на ключевых понятиях классической риторики, которые были актуализированы в трудах Ю. В. Рождественского, - на этосе, логосе и пафосе.

Этос современного медиадискурса персонифицирован в риторической позиции современного журналиста-скриптора. На сегодня эта позиция протеистична.

Пафос современного медиадискурса формируется с помощью риторической модальности его текста. Риторическая модальность формируется во многом благодаря той позиции, которую занимает журналист. Существует также риторическая гипермодальность всего медиадискурса, которая и заключается в формировании медиакартины мира в сознании массового адресата.

Логос медиадискурса представлен базовыми стратегиями ментально-дискурсивной деятельности СМИ: манипулятивными стратегиями гедонизма, десакрализации/секуляризации, культурного шока.

В традиционной культуре с преобладанием высокого автор стремился привести читателя, зрителя, слушателя к катарсису, к сопереживанию. Сегодня нам предлагают совершенно другой тип удовольствия – гедонистический, т. е. не сопереживание, а получение удовольствия низшего уровня.  Смысл жизни подменяется на качество жизни, важность внутреннего мира вытесняется стремлением к внешнему лоску. Это те самые новые концепты, которые сейчас предлагает нам медиадискурс. Новые реалии предлагают нам и новые приемы привлечения внимания массовой аудитории: это драйв-мышление, индивидуализм, запикивание, глумливость, кощунство, травестирование.

Стратегия десакрализации использует разнообразные тактики, такие как: десемантизация религиозных культовых понятий, введение их в секулярный контекст, десемантизация священных понятий русского образа мира, «семантичесский терроризм», создание слов-амёб, нагнетание эстетики безобразного, детабуизация лексики телесного низа, обсценной лексики, сакрализация медиаперсон.

Стратегия «культурного шока» таит в себе опасности связанные с адаптацией к инокультурным компонентам, неразличением «своего» и «чужого», культурной нивелировкой и размыванием самого понятия культура. Но в ней же заложены и новые источники для одной из важнейших риторических функций языка СМИ – аргументационной. Это проявляется, например, в приеме графогибридизации (использовании латинских вкраплений в кириллическое письмо). Если этот прием служит не для отражения фактора престижа, привлечения внимания, а для акцентирования каких-то важных политических или социальных проблем, то он очень часто становится именно аргументационным, то есть достаточно интеллектуализированным и эффективным.

 

 


Яндекс.Метрика
На официальном Интернет-сайте ФГБОУ ВО "Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина" могут использоваться технологии cookies и их аналоги для качественной работы сайта и хранения пользовательских настроек на устройстве пользователя. Нажимая ОК и продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что Вы проинформированы и согласны с этим и с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. При Вашем несогласии просим Вас покинуть сайт и не пользоваться им. Вы можете отключить cookies в настройках Вашего веб-браузера.

The Pushkin Institute's official website may use cookies to ensure high-quality work and storage of users' settings on their devices. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of this action and agree with it and our Privacy Policy. If you are not agree, we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.