Ольховская Александра Игоревна

SPIN: 2440-7708

N-8255-2015

0000-0002-3599-2519

 

  • Сведения об образовании:

    Высшее, Новосибирский государственный технический университет, 031000 – Филология (бакалавр, специалист), 2010

  • Сведения о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке:

    • «Интерактивные мультимедиа-технологии для образовательного процесса»; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; 16 часов; 2015 г.;

    • «Практическая методика преподавания литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках Года литературы в Российской Федерации»; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; 72 часа; 2015 г.;

    • «Современные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языка (программ подготовительных факультетов для иностранных граждан)»; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; 24 часа; 2016 г.;

    • «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; 36 часов; 2016 г.

  • Cтаж работы (лет):

    общий - 7

    по специальности - 7

  • Научные интересы:

    лексикография, учебная лексикография, лексикология, лексическая семантика, лексическая многозначность, когнитивная лингвистика, методика преподавания РКИ

  • Количество публикаций:

    всего - более 40, из них:

    • монографий: 1

  • Участие в образовательно-просветительских проектах и мероприятиях:

    • Мастер-классы «Технология развития критического мышления в преподавании РКИ», «Игровая методика в преподавании РКИ» в рамках "Методической школы русского языка, литературы и культуры для русистов Чехии, Словакии, Хорватии" (Прага, Братислава, Загреб, 20-27.10.2014);

    • Мастер-классы "Литература постмодерна: что, как и зачем читать?", "Словотворчество русских писателей" на II Московском международном салоне образования (Москва, 2015);

    • Мастер-класс "Методический потенциал русской народной сказки" на образовательной площадке "Послы русского языка в мире" в рамках Всероссийского студенческого форума (Ростов-на-Дону, 2015);

    • Образовательная экспедиция в Республику Молдову в рамках международной молодёжной волонтёрской программы "Послы русского языка в мире" (Кишинёв, 2015);

    • Некоторые современные тенденции при организации контроля в обучении РКИ // Международная научно-методическая конференция "Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному". Сб.ст.М., МГОУ, 2017, С. 100-104;

    • Лекция «Инновационные технологии преподавания русского языка» для русистов Молдовы (Кишинёв, Славянский университет, 2015);

    • Образовательная экспедиция в Королевство Бахрейн в рамках международной молодёжной волонтёрской программы "Послы русского языка в мире" (Манама, 2016);

    • Лекции «Активные процессы в современном русском языке» в рамках научно-практической сессии «Русский язык в глобальном образовательном пространстве» (Лондон, 2016);

    • Вебинар «Работа со словарём в практическом курсе РКИ» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016);

    • Лекция «Спойлеры и лайфхаки: чем нам это грозит?» в рамках проекта «Живой русский» (Москва, Измайловский парк,2016);

    • Лекция «Современный русский язык в плену заимствований» (Кострома, Общественная палата Костромской области, 2016);

    • Презентация "Большого универсального словаря русского языка" в рамках Кирилло-Мефодиевской недели (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016);

    • Образовательный квест «Пропавший лексикограф» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2017);

    • Лекция «Игровые технологии на уроках РКИ» для русистов ВДЦ «Орлёнок» (ВДЦ «Орлёнок», 2017);

    •  Лекция «Активные процессы в современной лексикографии» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2017).

  • Участие в научно-исследовательских проектах и мероприятиях:

    • Доклад «Проблема упорядочения ЛСВ многозначного слова в толковом словаре» на международном молодёжном научном форуме «Ломоносов-2010» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010);

    • Доклад «Метафорические и метонимические трансформации значений как объект словарной лексикологии» на международном молодёжном научном форуме «Ломоносов-2011» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011);

    • Доклад «О семантическом стеснении многозначного слова в толковом словаре» на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2011);

    • Доклад «Присловарная семантизация тривиальных метонимических сдвигов: к постановке проблемы» на XXVI Пушкинских чтениях (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2011);

    • Доклад «Тривиальный метонимический сдвиг: опыт осмысления понятия» на всероссийской научной конференции молодых учёных «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, НГТУ, 2011);

    • Доклад «Тривиальный метонимический сдвиг и возможные способы его лексикографической интерпретации» на международной научной конференции «Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике» (Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2011);

    • Доклад «К вопросу о разновидностях метонимических сдвигов (лингвоцентрический аспект рассмотрения) на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2012);

    • Доклад «Единицы с модификационным словообразовательным значением в лексикографическом рассмотрении» на международной научной конференции «Русский язык: функционирование и развитие» (Казань, Казанский федеральный университет, 2012);

    • Доклад «Причины бытования языковой многозначности: системное рассмотрение» на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013);

    • Доклад «О соотношении понятий “слово”, “многозначное слово” и “ЛСВ”» на 15-й международной научно-практической конференции учащихся, студентов и аспирантов «Язык и культура: теоретические и методические проблемы лингвистики» (Бийск, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2013);

    • Доклад «Потребительская ценность лексической многозначности» на 4-й международной научно-методической конференции «Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты» (Новосибирск, НГТУ, 2013);

    • Доклад «Причины бытования языковой многозначности: системное рассмотрение» на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2013);

    • Доклад «О “технических” значениях многозначного слова и способах их лексикографической интерпретации» на VII международной научно-практической конференции «Язык, культура, общество» (Москва, Президиум РАН, 2013);

    • Доклад «Заметки о внутренней форме слова: попытка осмысления и практического преломления понятии» на международной конференции "Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактический аспекты" (Новосибирск, НГТУ, 2014);

    • Доклад «Статусные характеристики ЛСВ многозначного слова» на V международном конгрессе «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014);

    • Доклад «Эволюция отражения лексической многозначности в объяснительных словарях русского язык» на международной науч.-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2014);

    • Доклад «Принципы отражения лексической многозначности в объяснительном словаре русского языка для иностранцев» на конференции-школе "Проблема языка: взгляд молодых ученых" (Москва, Институт языкознания РАН, 2014);

    • Доклад «Ещё раз об использовании игровой методики на уроке РКИ» на международной научно-практической конференции «Языковое образование в вузе: теоретический и прикладной аспекты» (Новосибирск, НГТУ, 2015);

    • Доклад «Об использовании одноязычного словаря на уроке РКИ: к постановке проблемы» на научно-практической конференции (к сорокалетию кафедры преподавания РКИ) «Методика преподавания РКИ: традиции и современность» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2015);

    • Доклад «Учебная лексикография: основные понятия и некоторые парадоксы» на международной науч.-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения" (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2015);

    • Доклад «Объём и содержание лексикографической компетенции преподавателя русского языка как иностранного» на IX международной научно-практической конференции "Русский язык в поликультурном мире" (Ялта, Крымский Федеральный университет, 2015).

    • Доклад «О возможности создания словаря регулярной лексической многозначности» на XIII Конгрессе МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» (Гранада, Гранадский университет, Испания, 2015);

    • Доклад «Кейс-технология как инструмент подготовки преподавателя русского языка как иностранного» на международной научно-практической конференции «Языковое образование в вузе» (Новосибирск, НГТУ, 2016);

    • Доклад «Интерпретация синонимии в аспекте словарной лексикологии» на X международной научно-практической конференции «Русский язык в поликультурном мире» (Ялта, Крымский федеральный университет, 2016);

    • Доклад «Асимметричная синонимия как языковой феномен» на международном научном симпозиуме «Русская грамматика 4.0.» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016);

    • Доклад «Методическая классификация лексики в аспекте преподавания русского языка как иностранного» на международном научном симпозиуме «Русская грамматика 4.0.» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016);

    • Доклад «Методика формирования лексикографической компетенции учащихся подготовительных факультетов» на всероссийской науч.-практической конференции «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016);

    • Доклад «Активные процессы в отечественной лексикографии» на V Конгрессе РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (Казань, 2016);

    • Доклад «Проблемы лексикографического описания русской лексики в полиаспектном тематическом словаре» на международной научной конференции «Русская лексикография XXI века: проблемы и способы их решения» (Москва, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2016);

    • Доклад «Тьютор и тьюторство: о восприятии феномена в российской образовательной среде» на V Международной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и эволюция обществ» (Новосибирск, НГТУ, 2016);

    • Доклад «Ключевые принципы “Русского тематического словаря”» на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016).

Вкладка находится в стадии разработки.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ

Подготовка иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке в вузах РФ в 2015-2017 годах (База данных)

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  1. Ольховская А.И. Лексикография с веком наравне. Некоторые рассуждения о "Словаре модных слов" В.И. Новикова (2-е изд., доп., 2016) и "Словаре языка интернета" М.А. Кронгауза (2016) [Электронный ресурс] // Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина: Официальный сайт / URL: http://www.pushkin.institute/science/publikacii/preprinty/Olkhovskaya_Leksikographiya_s_vekom_naravne.pdf
  2. Ольховская А.И. Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии. М.: Флинта, 2015. 456 с.
  3. Ольховская А.И. Присловарная семантизация многозначности: понятие и лексикографическая процедура // Русский язык за рубежом. 2014. № 3. С. 62–69.
  4. Ольховская А.И. О возможности выделения коммуникативно-прагматической зоны словарной статьи в объяснительном словаре для иностранцев // Communication ThroughtheUniverse. International Collection of Research Articles. Moscow – Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2014. P. 178–187.
  5. Ольховская А.И. Семантическая деривация и иные механизмы формирования лексической многозначности // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2013. № 1. С. 21–26.
  6. Ольховская А.И. Активные методы обучения в курсе «Описание русского языка как иностранного. Функциональная лексикология» // Активные и интерактивные формы обучения: межвуз. сб. науч. тр. / ред. коллегия: Г.М. Мандрикова [и др.]; Новосиб. гос. тех. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – С. 115–124.
  7. Ольховская А.И. Использование приемов технологии критического мышления в преподавании РКИ // Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания: Материалы I Международной научно-практической конференции. Барнаул, Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2013. С.174–178.
  8. Ольховская А.И. Метафора и метонимия: к вопросу о разграничении способов семантической деривации // Русский язык за рубежом. 2012. № 4. С. 55–61.
  9. Ольховская А.И. Семантико-парадигмальные возможности лексических единиц на фоне их категориальных и некоторых других языковых свойств // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 41–45.
  10. Ольховская А.И. О гипонимическом способе развития многозначности // Научный диалог. 2012. № 3. Филология. Екатеринбург, 2012. С. 34–50.
  11. Ольховская А.И. Лексическая многозначность в аспекте словарной лексикологии // Lingua mobilis. Научный журнал. № 1 (27). Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2011. С. 74–91.
  12. Ольховская А.И. О семантическом стеснении многозначного слова в толковом словаре // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: Материалы Междунар. научно-практич. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения», 17 мая 2011 г. – М.; Ярославль: Ремдер, 2011. – С. 54–59.
  13. Ольховская А.И. Тривиальный метонимический сдвиг и возможные способы его лексикографической интерпретации // Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике: Материалы Междунар. науч. конф. 13–14 октября 2011 г. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. – С.163–166.
  14. Ольховская А.И. Ценностные ориентации неформального объединения панков // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 12. Международный сборник научных трудов. М. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010. С. 298–307.

МАТЕРИАЛЫ В СМИ

АНОНСЫ

30.05.2017 Институт Пушкина на III Международном Ливадийском форуме

5-6 июня в Крыму пройдет III Международный Ливадийский форум.
В рамках форума 5 июня 2017 года Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина организует семинар повышения квалификации «Факторы успешного овладения русским языком: интеграция ресурсов общего и дополнительного образования».

11.05.2017 Лекция «Активные процессы в современной лексикографии»

Явления, которые происходят сегодня в лексикографии, смело можно назвать лексикографическим бумом. Какие только словари не были выпущены за последние годы! И «Словарь языка интернета», и «Толковый словарь языка Совдепии», и «Толковый словарь русской разговорной речи»… На фоне такого разнообразия весьма любопытно наметить общие тенденции развития словарного дела в России.

03.02.2017 В День российской науки в Институте пройдёт квест "Пропавший лексикограф"

Дорогие студенты-филологи!

Если вы хотите расширить свой филологический кругозор, применить смекалку и просто весело провести время, записывайтесь на мероприятие! Количество участников ограничено.

18.10.2016 Зачем читать русскую литературу

26 октября 2016 года в 16.00 Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина приглашает вас посетить лекцию  «Зачем читать русскую литературу?».

НОВОСТИ

06.06.2017 Учителя Крыма повышают свою квалификацию

5 июня на базе международного детского центра «Артек» состоялся семинар «Факторы успешного овладения русским языком: интеграция ресурсов общего и дополнительного образования», организованного Институтом Пушкина. В семинаре приняли участие более ста человек.

03.05.2017 «Стенной цветок» и другие пробелы

В Институте Пушкина одновременно учат русский язык студенты из 100 стран мира. Общаясь и думая на разных языках, они невольно сканируют русский на предмет пробелов. 

21.02.2017 Эксперты Института Пушкина о родном языке

Комментарий ТАСС ректора Института Пушкина Маргариты Русецкой и ведущего научного сотрудника Александры Ольховской.

14.02.2017 Победил «Морковкин»!

Студентам Института Пушкина в очередной раз повезло – 8 февраля в честь Дня российской науки прямо в стенах родного вуза для них был организован увлекательный квест «Пропавший лексикограф».

15.02.2017 Почему именно квест?

06.02.2017 «Они сочетают в себе талант, культуру и молодую энергию»

В январе нынешнего года стало известно, что программа «Послы русского языка в мире», которая реализуется Институтом Пушкин с 2015 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, будет продолжаться.

01.02.2017 Александра Ольховская: Лексикография с веком наравне

Александра Ольховская: «Словарь модных слов» и «Словарь языка интернета» – увлекательные слепки с коммуникации начала века, рассматривая которые можно понять, как и для чего живут наши соотечественники сегодня.

24.10.2016 В Лондоне завершилась научно-практическая сессия Института Пушкина

Участниками научно-практической сессии Института Пушкина, проходившей с 18 по 20 октября, стали педагоги русских школ выходного дня (так называемые субботние или воскресные школы), а также частные преподаватели из Лондона, Кембриджа, Саттон Колдфилда, Колчестера, Ньюкасла, Бирмингема, Телфорда и др. городов Великобритании.

14.11.2016 Интернет-конференция «Мой язык»

10-11 ноября 2016 года в рамках перекрестного года Россия-Великобритания в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошла Международная научно-практическая интернет-конференция «Мой язык», посвященная проблеме языка и коммуникации в Интернете.

07.11.2016 Зачем читать русскую литературу

«Любящих читать — большинство. А что именно литература может дать?» — это первый вопрос, который задала аудитории ведущий научный сотрудник проектной научно-исследовательской лаборатории  инновационных средств обучения русскому языку Александра Ольховская на лекции «Зачем читать русскую литературу», прошедшей 3 ноября в Институте Пушкина. 

19.10.2016 Британия стала первой страной, где Институт Пушкина провел научно-практическую сессию

Британия стала первой страной, где Институт Пушкина провел научно-практическую сессию .

11.10.2016 V конгресс РОПРЯЛ прошел в Казани

5 - 8 октября в Казани проходил V Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).

13.09.2016 Вдохновлённые Россией: отобраны новые участники программы «Послы русского языка в мире»

С 7 по 11 сентября 2016 года в рамках форума «Евразия» в Оренбурге  состоялся очный этап отбора и обучение кандидатов на звание участника программы «Послы русского языка в мире».

24.05.2016 Открытие Кирилло-Мефодиевской недели

Кирилло-Мефодиевская неделя продлится до 27 мая. С программой можно ознакомиться здесь.

15.04.2016 О русском языке в интернете - на Московском салоне образования

13 апреля открылся Московский международный салон образования. Институт Пушкина подготовил для посетителей салона мастер-классы, круглые столы, панельные дискуссии, посвященные вопросам русского языка и образования на русском.

29.03.2016 Инновационные средства обучения русскому языку

25 марта в Институте Пушкина состоялся научный семинар «Инновационные средства обучения русскому языку: проблемы разработки и использования».


Назад в раздел