Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации

Жукова Арина Геннадьевна


Заведующая кафедрой

Доцент

Кандидат филологических наук

Доцент

AGZhukova@pushkin.institute

+7 (495) 330-86-01

2 этаж, каб. 256

Костомаров Виталий Григорьевич


Профессор

Ректорат

Президент Института

Доктор филологических наук

Профессор

+7 (495) 330-89-01

2 этаж, каб. 287

Аннушкин Владимир Иванович


Профессор

Доктор филологических наук

Профессор

VIAnnushkin@pushkin.institute

+7 (495) 330-86-92

2 этаж, каб. 240

Брагина Наталья Георгиевна


Профессор

Руководитель магистерской программы "Русский язык и межкультурная коммуникация"

Доктор филологических наук

Профессор

Мамонтов Александр Степанович


Профессор

Доктор филологических наук

Профессор

Богуславская Вера Васильевна


Профессор

Руководитель образовательной программы магистратуры "Филологическое обеспечение СМИ"

Доктор филологических наук

Доцент

VVBoguslavskaya@pushkin.institute

+7 (495) 330-86-92

2 этаж, каб. 21-А

Горбич Ольга Ивановна


Доцент

Кандидат педагогических наук

Доцент

OIGorbich@pushkininstitute.ru

8(495)330-86-92

21а

Кудоярова Татьяна Викторовна


Доцент

Кандидат педагогических наук

Доцент

TVKudoyarova@pushkin.institute

4 этаж, каб. 461

Мануйлова Инесса Владимировна


Доцент

Кандидат филологических наук

Доцент

vermissa@mail.ru

2-й этаж, каб. 21-А

Щербаков Андрей Владимирович


Доцент

Филологический факультет

Декан факультета

Кандидат филологических наук

Доцент

AVScherbakov@pushkin.institute

+7 (495) 330-86-01

252, 2-й этаж

Ханова Ажа Гаджиевна


Кандидат филологических наук

Доцент

Ситникова Вера Георгиевна


Старший преподаватель

Профессорско-преподавательский состав - 11

Занимают должности:

• профессора - 4

• доцента - 6

• старшего преподавателя - 1

Имеют учёные звания:

• профессора - 4

• доцента - 7

Имеют учёные степени:

• доктора наук - 5

• кандидата наук - 6

    Основными задачами кафедры являются:
  • осуществление учебной, методической и научно-исследовательской работы по всем дисциплинам и другим видам учебной нагрузки учебного плана, закрепленным за кафедрой в соответствии с расчетом часов на учебный год;
  • осуществление учебной работы профессорско-преподавательским составом кафедры в виде чтения лекций, проведения практических, семинарских и лабораторных занятий, практик, руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами обучающихся;
  • осуществление постоянного контроля качества освоения обучающимися всех учебных дисциплин, практик и научно-исследовательской работы обучающихся, закрепленных за кафедрой;
  • организация, планирование и контроль самостоятельной работы обучающихся.

    Кафедра осуществляет следующие функции:

  • изучает, обобщает и распространяет научно-педагогический опыт преподавателей, оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством, способствует профессиональному и карьерному росту работников кафедры;

  • организует разработку и (или) внедрение в учебный процесс информационных и мультимедийных средств и технологий, электронных образовательных ресурсов и других инновационных обучающих технологий;

  • осуществляет научно-исследовательскую и инновационную деятельность в виде проведения фундаментальных, прикладных исследований и разработок по актуальным проблемам науки и образования, в том числе в рамках сложившихся в Институте научных направлений (школ), научно-исследовательских и инновационных программ и проектов;

  • способствует участию преподавателей в международных и российских симпозиумах, конференциях, семинарах и других научных мероприятиях;

  • контролирует и несет ответственность за качество и сроки подготовки научных статей, сборников статей по научным направлениям кафедры, монографий, учебников и учебно-методических пособий;

  • принимает участие в организации научных мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов и др.;

  • руководит научно-исследовательской работой обучающихся Института по закрепленным за кафедрой дисциплинам;

  • осуществляет подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации;

  •  участвует в составлении программ вступительных и кандидатских экзаменов для аспирантов, подготовке к ним и их проведении;

  • рассматривает диссертации, представляемые к защите закрепленными за ней соискателями научной степени, рецензирует представленные научные и диссертационные работы;

  • дает экспертные заключения о научно-исследовательских, учебных и учебно-методических работах и др.;

  • организует систематическое повышение квалификации профессорскопреподавательского состава в соответствии с утвержденными планами и обеспечивает при необходимости повышение квалификации иных работников;

  • осуществляет международное сотрудничество в рамках своих образовательных, научных и научно-методических направлений с иностранными образовательными организациями, научными организациями, отдельными учеными и педагогами в виде совместных мероприятий, подготовки изданий, чтения лекций за рубежом, стажировок, содействует академической мобильности обучающихся, их участию в международных научных и профессиональных организациях и др.;

  • ведет воспитательную работу с обучающимися, направленную на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальных культур, формирование нравственных качеств личности, развитие культуры международных отношений, воспитание современного научного мировоззрения, формирование основ культуры здоровья, мотивации к будущей профессии;

  • реализует комплексное сопровождение процесса обучения и воспитательной работы в рамках академического консультирования групп обучающихся;

  • участвует в профориентационной работе Института, включая различные формы сотрудничества с образовательными организациями, проведение олимпиад, а также в других формах;

  • участвует в работе с выпускниками, в том числе оказывая им научнометодическую поддержку, привлекая к участию в мероприятиях, проводимых кафедрой, способствуя повышению их мотивации к профессиональному росту и научному

  • участвует в подготовке пакетов документов для лицензирования образовательных программ, в разработке и (или) экспертизе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учебных планов и программ дисциплин, лицензируемых или уже реализуемых образовательных программ, по отношению к которым она является выпускающей.

    • К 2015 году кафедра пришла сформировавшимся научно-учебным коллективом, обслуживающим ряд ведущих научных направлений и учебных курсов, читаемых на филологическом факультете Института.  К этим направлениям могут быть отнесены следующие:

      1.филолого-речеведческое (филология – словесность - риторика – стилистика – культура речи),

      2.межкультурная коммуникация и лингвистика,

      3.методика преподавания русского языка и литературы в школе.


      1) филолого-речеведческое, поскольку необходимо говорить о всей совокупности текстов современной речевой (словесной) культуры, которая обобщается речеведческими дисциплинами (филологией, словесностью, стилистикой, риторикой, культурой речи, прагматикой, лингвистикой текста и т.д.). Наиболее подходящий термин для называния этой совокупности дисциплин - словесность. В русской филологической традиции словесность понимается и как совокупность текстов  словесной культуры, и как совокупность наук о речи, слове, и как развитие словесных способностей личности человека. Сегодня термину словесность должен быть придан современный смысл, включающий сохранность и развитие всего лучшего, что есть в русской филологической культуре. 

      Курсы филологии, риторики, стилистики, культуры речи читают на кафедре акад. РАО, проф. Костомаров В.Г., проф. В.И.Аннушкин, доценты  к.п.н. Кудоярова Т.В., Мануйлова И.В. 

      2) межкультурная коммуникация. Межкультурная коммуникация - это общение людей, представляющих разные культуры; - это «адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» (В.Г.Костомаров). Современному специалисту требуется не просто знание языка, которым не исчерпывается общение между людьми – необходимо представлять иную картину мира, знать культурные реалии, выраженные в языке.

      Поэтому обществу требуются  не просто преподаватели и переводчики, а гораздо шире - специалисты по международному и межкулътурному общению. Межкультурная коммуникация – одно из самых перспективных направлений в современной филологической науке. 

      Курсы межкультурной коммуникации читают на кафедре академик РАО, проф. В.Г.Костомаров, проф. Н.Г.Брагина, проф. А.С.Мамонтов.

      3) методика преподавания русского языка и литературы в школе. Эта область традиционно важна для филологического образования.  На филологическом факультете Гос.ИРЯП чтение курсов методики преподавания русского языка в школе (к.ф.н., доц. О.Н.Горбич, к.ф.н., доц. О.Н.Зайцева,) и методики преподавания русской литературы в школе (ст. преп. Ситникова В.Г.) начинается с 3-го курса, продолжается на 4 курсе, предполагает две педагогические практики в школах общей продолжительностью 4 недели. Преподаватели этого направления также читают курс компьютерных технологий, которые используются в учебном процессе при изучении филологических дисциплин в школе. 

      Данной проблематикой далеко не исчерпываются научные и педагогические интересы преподавателей и сотрудников кафедры. Преподавателями кафедры читаются также курсы педагогической риторики (Т.В. Кудоярова), риторики научной дискуссии (В.И.Аннушкин), выразительного чтения (В.И. Аннушкин, О.И. Горбич). 

      Сотрудниками кафедры были организованы и проведены шесть Международных конференций по риторике – последняя ХVII-я на тему «Риторика и культура речи в современном обществе и образовании» состоялась 31 января – 2 февраля 2013 года (см. сборники материалов конференций на сайте Гос.ИРЯП). Конференции организуются в рамках сотрудничества  с членами Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, основным адресом которой является наш Институт. Проф. В.И. Аннушкин – председатель Ассоциации, координирующий её работу. 

      На базе кафедры проведены тринадцать школ риторики и культуры речи для преподавателей вузов и школ, обучающих этим дисциплинам. Кафедра проводит регулярные Научные чтения по филологии и культуроведению, а сотрудники кафедры активно разрабатывают научные проблемы и вводят в учебный процесс идеи общей и прикладной филологии. Основная направления этой деятельности связаны с насущной народно-хозяйственной задачей повышения уровня культурно-речевой подготовки специалистов разных уровней, поскольку любая интеллектуальная деятельность связана со словом, необходимостью владеть хорошим и грамотным, эффективным и совершенным русским языком. Эти проблемы решают дисциплины риторика как искусство совершенной речи, культура речи, практическая стилистика – все они связаны с коммуникативной практикой современного информационного общества. Кафедра как подразделение Института готова к разносторонней деятельности по реализации проблем речесловесной подготовки профессиональных специалистов.

      По инициативе кафедры (совместно с кафедрой мировой литературы) проводятся ежегодные Научные чтения филологического факультета  по персоналиям ученых и писателей XVIII века. Чтения были посвящены творчеству М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, В.К.Тредиаковского, Н.М.Карамзина, Екатерины Второй. В феврале 2014 года планируется Шестая Всероссийская конференция «И.А. Крылов и его эпоха». 

      Сотрудники и преподаватели кафедры участвуют в организации и проведении Международных олимпиад по русскому языку для школьников из стран СНГ и Балтии (в 2013 году была проведена Х-я), готовят тренировочные задания для участников Олимпиады, составляют экзаменационные материалы и  сами участвуют на Олимпиаде в приеме экзаменов, в организации различных конкурсов, в том числе, конкурсов «Юный оратор», «Юный поэт», «Юный чтец» (см. фотоотчеты о проведенных конкурсах).


      Учебная работа кафедры

      Преподавателями кафедры совершенствуется учебный процесс, предлагаются новые курсы, важные для современного филологического образования. Так, читаются новые курсы «Введение в филологию» (бакалавриат, 1 курса), «Роль филологии в современном мире» (1 курса магистратуры), с 2008 года – курс «Педагогическая риторика». Таким образом, кафедрой создана целостная система продолжающихся речеведческих курсов, имеющих фундаментальную теорию и  ориентированных на речевую практику нового информационного общества: филология – риторика – культура письменной речи – педагогическая риторика – теория и практика словесности - история русской филологии – стилистика.

      Преподаватели кафедры находят новые формы  учебно-методической работы, в которых охотно принимают участие студенты: научно-практические конференции в конце семестра, подводящие итоги изучения курса риторики или прохождения педагогической практики в школе; написание письменных работ, оформляемых в красочные издания, остающиеся в архиве кафедры и т.д. 

      Преподавателями кафедры были разработаны новые курсы в соответствии с новым учебным планом для филологического факультета.  Так, читаются новые курсы «Основы филологии» (бакалавриат, 1 курса), «Роль и место филологии в современном мире» (1 курс магистратуры), курсы культурологической и коммуникативной тематики. За последние годы разработана система дисциплин по выбору речеведческой, культурологической и историко-лингвистической тематики. 

      В соответствии с ФГОСТами третьего поколения было проведено переоформление учебных программ по циклам филологических, речеведческих, культурологических и школьно-методических дисциплин, которые читаются на кафедре. 


      Итогом работы кафедры можно считать создание целостной системы филологических, речеведческих и культурологических курсов, содержанием которых преподаватели кафедры делятся с коллегами как внутри России, так и за её пределами (только за последнее время прочитаны курсы циклы лекций и проведены семинары-тренинги в четырех университетах Китая, Бухаресте (Румыния), Астане (Казахстан), Санкт-Петербургском Горном университете, Уфе, Рязани, Ярославле и нек. др.. 

      Преподаватели кафедры находят новые формы  учебно-методической работы, в которых охотно принимают участие студенты: научно-практические конференции в конце семестра, подводящие итоги изучения курса риторики или прохождения педагогической практики в школе; написание письменных работ, оформляемых в красочные издания, остающиеся в архиве кафедры и т.д. 


      На кафедре ведется интенсивная научно-исследовательская работа. На заседаниях кафедры регулярно рассматриваются кандидатские и докторские диссертации. Главный итог научной работы сотрудников кафедры – активная писательская деятельность. Монографии и учебные пособия выпустили в последние годы проф., акад. РАО В.Г. Костомаров, проф. В.И. Аннушкин, проф. Н.Г. Брагина, доц. О.И. Горбич. 

      В 2015 году опубликована монография академика Костомарова «Язык текущего момента. Понятие правильности. Спб, Златоуст, 2015.»

      В последние годы проф. В.И. Аннушкин опубликовал следующие монографии и учебные пособия: 

      1.Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. М., Высшая школа, 2009. 320 с.

      2.Риторика: Факультативный курс. 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. — М.,  Просвещение, 2012. 12 п.л.

      3.Как преподавать риторику. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.,  Просвещение, 2012. 64 с.

      4.Техника речи. Учебное пособие для студентов филологического факультета. М., Флинта: Наука, 2011. 84 с. 

      5.Риторика. Экспресс-курс. 3-е изд., М., Флинта: Наука, М., 2012. 224 с.

      6.Н.Ф. Кошанский. Риторика. Издание подготовили Аннушкин В.И., А.А. Волков, Л.Е. Макарова.  М., Русская панорама; Кафедра, 2013. 320 с., 20 п.л. 

      7.Основы русской филологии. Курс лекций. Часть 1. М., Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2014. 129 с. 7,84 п.л.

      8.Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции. Учебное пособие.  М., Флинта- Наука, 2014. 88 с. 5,39 п.л.


      Кафедрой ведётся огромная научно-популяризаторская и пропагандистская работа по продвижению и развитию русского языка. Она касается нескольких направлений:

      1)проведение курсов риторики и культуры общения для специалистов разных направлений (политиков, юристов, предпринимателей, педагогов, священников, журналистов, работников радио и телевидения). У сотрудников кафедры накоплен огромный опыт в речевой подготовке подобных специалистов, обращающихся с просьбами помочь в совершенствовании  их риторических способностей и культуры профессионального общения. В частности, имеется опыт работы с депутатами Государственной думы, Совета Федерации, крупных промышленных компаний, регулярно проводятся лекции и мастер-классы для сотрудников педагогических учреждений – как университетов, так и школ. 

      2)Пропагандистская работа по распространению культуры русской речи в печати, на радио и ТВ. Регулярные выступления проф. В.И. Аннушкина по вопросам культуры речи, риторики, обучения хорошей речи организуются на Радио Россия, Радио «Подмосковье», «Маяк», интервью на «Эхо Москвы» и т.д.; на ТВ (передача «Большая наука», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»), выступления в печати (в «Литературной газете» – постоянный автор рубрики «Словесник»). Советом по русскому языку поставлены задачи пропаганды русского языка среди жителей РФ – могут быть предложены уже подготовленные программы по популяризации русского языка, например, подготовлены тексты 30-ти радиопередач о русском языке. Все темы радиопередач могут быть предложены в качестве регулярной научно-популярной программы на телеканалах, например, телеканале «Культура», где до сих пор отсутствует вообще какая-либо передача о культуре русской речи.


      Участие в грантовых программах по продвижению и распространению русского языка. Сотрудники кафедры постоянно участвуют в различных грантовых программах по продвижению и распространению русского языка. В ноябре 2013 года Россотрудничеством был проведен 1-й Международный конкурс «Лучший учитель русской словесности» (для стран СНГ), в октябре 2014 года состоялся 2-й  Международный конкурс «Лучший учитель русской словесности» (для дальнего зарубежья). Сейчас готовится 3-й Конкурс, в котором примут участие как учителя стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Конкурс получил широкую международную огласку и освещение в СМИ. Разработкой программ Конкурса и его проведением непосредственно занимались сотрудники кафедры (предс. жюри проф. В.И. Аннушкин, доц. О.И. Горбич, доц. Мануйлова). 

      В декабре 2013 г. по поручению Россотрудничества В.И.Аннушкин принял участие в экспертизе по составлению «Дорожной карты продвижения русского языка», которую готовили сотрудники Университета «Синергия». Были подвергнуты экспертизе следующие проекты: «Единый день выпускников российских вузов», «Интерактивная карта русского мира», «Русская книга – в дар!» и нек. др.  

      В области международных контактов кафедры с целью пропаганды русского языка и культуры сотрудники кафедры активно выезжают за рубеж для чтения лекций, проведения мастер-классов, имея монгочисленные контакты с зарубежными коллегами. Регулярно выезжают для участия в Днях русского языка, с научными и учебно-методическими лекциями, мастер-классами акад. В.Г. Костомаров, проф. В.И. Аннушкин, проф. Н.Г. Брагина, доц, Т.В. Кудоярова, доц. О.И. Горбич. Так, проф. В.И.Аннушкин только в 2013 году был в следующих поездках: Эфиопия, Румыния, Латвия, Великобритания, Украина, Таджикистан, Армения. ИМ налажены прочные контакты с ведущими университетами КНР, где работают наши ученики и коллеги – прежде всего с Пекинским, Гуаньдунским, даляньским, Харбинским, Сианьским университетами. 

      Это не весь перечень наших возможностей, ибо, в сущности, с каждой страной СНГ у нас имеются вполне конкретные профессиональные связи (Казахстан, Латвия, Молдавия, Азербайджан и др.), как и со многими зарубежными русистами в Польше, Чехии, Бельгии, Франции, Германии, Италии и др. Возможно, Институту требуется чаще организовывать на своей территории крупные международные конференции и симпозиумы, поскольку он является головной организацией в области преподавания РКИ. Имея опыт в организации международных конференций, кафедра готова взять на себя обязательства по организации таких конференций.


      Работа в научных, педагогических обществах, ассоциациях, учебно-методических и научно-технических советах. Участие в диссертационных советах, экспериментальных программах


      В.И.Аннушкин

      – член диссертационного совета при Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; 

      – член Экспертного совета ВАК по филологии и искусствознанию.   

      – председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторик

      – член Управляющего совета Международного общества истории риторики

      –  член Экспертного совета Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

      – зам. председателя Общества любителей российской словесности

      – член Союза писателей России 

      – руководитель Риторического центра «Златоуст» при Международном фонде славянской письменности и культуры


      Повышение квалификации. В.И. Аннушкин прошел повышение квалификации в феврале-мае 2011 года на кафедре общего и русского языкознания. 

      Получение почетных премий и званий. 

      В.И. Аннушкин награжден нагрудным знаком Министерства «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (приказ Минобрнауки России от 12 апреля 2010 года).

      Присуждены следующие премии:

      - лауреат премии Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава» фонда «Русский мир» в 2010 году;

      - первая премия Рязанской области имени И.И. Срезневского за 2011 год. 


МАТЕРИАЛЫ В СМИ

Пока нет материалов.

АНОНСЫ

10.03.2017 Семинар «Медиариторика и стратегии современных СМИ»

21 марта 2017 года в 16.30 (конференц-зал 1-го этажа) состоится научно-методический семинар кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации «Медиариторика и стратегии современных СМИ».

17.02.2017 «Осторожно, этностереотипы!»: Наталья Брагина в передаче «Говорим по-русски»

Национальный вопрос – один из самых острых, «неудобных» и взрывоопасных. Нужен ли литературе и языку, когда они этого вопроса касаются, этический фильтр? Свое мнение представит профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Наталья Брагина 19 февраля в 11:00 в передаче «Говорим по-русски».

15.12.2016 Научно-методический семинар "Медиариторика и стратегии современных СМИ"

22 декабря 2016 года в 14.40 состоится научно-методический семинар кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации. 

19.09.2016 Конкурс ораторов среди учащихся школ Москвы "Слово - золото!"

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 8–11 классов. Предметом конкурса являются ораторские выступления учащихся на общественно значимые, актуальные темы, такие как культура, образование и их роль в жизни человека.

05.04.2016 Научно-методический семинар «Современные образовательные технологии в филологической сфере»

Семинар ведёт заведующая кафедрой филологии Новосибирского государственного технического университета, доктор филологических наук, профессор Галина Михайловна Мандрикова.

14.02.2016 Научно-методический семинар «Русский язык в Японии»

Приглашаем принять участие в научно-методическом семинаре «Русский язык в Японии».  Основной докладчик - профессор Университета Аояма Гакуин (г. Токио) Пётр  Эдуардович Подалко, историк и языковед, специалист в области истории японо-российских отношений, истории диаспор, сравнительной истории культур и языков народов Евразии.

Семинар состоится 18 февраля 2016 г. в 16:30 в 5-й поточной аудитории.

НОВОСТИ

27.03.2017 Лекция «Медиариторика и стратегии современных СМИ»

21 марта в Институте Пушкина состоялась лекция доктора филологических наук, профессора кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ирины Васильевны Анненковой. Тема лекции – «Медиариторика и стратегии современных СМИ».

17.03.2017 Реклама как объект лингвистической экспертизы

14 марта 2017 года в Институте Пушкина состоялся мастер-класс для студентов «Реклама как объект лингвистической экспертизы». Провела занятие специалист-практик, член Медиалингвистической комиссии Международного комитета славистов, эксперт Гильдии лингвистов-экспертов  по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), доцент факультета журналистики МГУ Елена Кара-Мурза.

20.02.2017 Этностереотипы: нужен ли языку и литературе этический фильтр?

19 февраля Наталья Брагина, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина, выступила на радиостанции «Эхо Москвы» в передаче-игре, посвященной русскому языку и его особенностям, «Говорим по-русски».

28.02.2017 «Литература, как и жизнь, призвана объединять людей словом»

В конце прошлого года профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Александр Мамонтов стал лауреатом литературной премии имени Владимира Гиляровского в номинации «Лирика».

30.01.2017 «Жизнь каждого из нас зависит от искусства общения»: конференция по риторике пройдет в Институте Пушкина

С 1 по 3 февраля 2017 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина пройдет XХI Международная научная конференция «Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике».

14.12.2016 Завершился очередной сезон проекта «Университетские субботы»

Подошел к финалу очередной сезон проекта «Университетские субботы», который реализуется Институтом Пушкина при поддержке Департамента образования города Москвы с сентября 2013 года.

06.12.2016 Лучшие чтецы Москвы соревновались в конкурсе «Живое литературное слово» в Институте Пушкина

3 декабря в Институте Пушкина состоялся финал конкурса чтецов «Живое литературное слово», в котором школьники Москвы демонстрировали свои ораторские и артистические способности.

05.12.2016 Названы победители конкурса сочинений «Имя буквы»

3 декабря 2016 года в Институте Пушкина прошёл финал конкурса сочинений среди учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений Москвы под названием «Имя буквы».

21.11.2016 Финал конкурса диктантов

19 ноября в Институте Пушкина прошел финальный этап городского конкурса диктантов – 2016.

07.11.2016 Вебинар по разбору задач основного тура олимпиады «Русский с Пушкиным»

3 ноября состоялся вебинар по разбору заданий основного тура онлайн-олимпиады «Русский с Пушкиным», организованной в октябре этого года Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с российской образовательной платформой Учи.ру.

26.10.2016 Более 500 000 детей стали участниками онлайн-олимпиады «Русский с Пушкиным»

В онлайн-олимпиаде «Русский с Пушкиным» приняли участие более 500 000 учеников со всего мира

25.10.2016 Приглашаем педагогов, школьников и журналистов на финал конкурса ораторов!

Стали известны имена финалистов конкурса ораторов «Слово – золото!», который Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина второй год проводит в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Литературное многоборье».

13.10.2016 Как готовить выпускников к итоговому сочинению

12 октября 2016 года в Институте Пушкина в рамках проекта «Университетский округ» прошел очередной научно-практический семинар для педагогов и руководителей общеобразовательных организаций города  Москвы на тему «Организация работы в школе по подготовке к итоговому сочинению с учетом взаимодействия комплекса гуманитарных дисциплин».

14.10.2016 Обсуждение проблем современного языка на конференции в МГУ

Заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова  и профессор Владимир Аннушкин приняли участие в научно-практической конференции «Учимся говорить по-русски: проблемы современного языка в электронных СМИ», проходившей 12-13 октября 2016 года на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

11.10.2016 О проблеме молодежного сленга на Университетской субботе

8 октября 2016 года в рамках проекта «Университетские субботы» состоялась интерактивная лекция доцента кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Ольги Горбич «Лексико-семантические особенности современного молодежного сленга»

26.09.2016 Лекции профессора Института Пушкина в Хельсинкском университете

Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Наталья Брагина по приглашению Хельсинкского университета прочитала курс лекций на  кафедре русского отделения современных языков Хельсинкского университета.

13.09.2016 О языке города в День города

10 сентября 2016 года в рамках проекта «Университетские субботы» состоялась интерактивная лекция зав. кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арины Жуковой «Язык города».

17.08.2016 Завкафедрой Института Пушкина в эфире «Эхо Москвы»

14 августа на радиостанции «Эхо Москвы» выступила заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова.

15.07.2016 Открылся летний образовательный цикл Института Пушкина

13 июля 2016 года в саду «Эрмитаж» открылся летний цикл научно-популярных лекций «Живой русский с Институтом Пушкина: о языке и не только».

30.05.2016 Уроки РКИ для словацких учителей: сложно, но интересно

С 23 по 27 мая в рамках грантового проекта «Мобильная поддержка преподавателей русского языка как иностранного в Словакии» в городах Кошице и Братиславе прошли семинары и мастер-классы для педагогов словацких школ. 

19.02.2016 Семинар «Русский язык в Японии»

18 февраля в Институте Пушкина состоялся научно-методический семинар «Русский язык в Японии». 

16.10.2015 Профессор Киров и доцент Жукова - на международной научной конференции, посвященной Бодуэну де Куртенэ

С 12 по 15 октября 2015 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Казанского федерального университета проходила Международная конференция «И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика», посвященная 170-летию со дня рождения великого русского языковеда, основателя казанской лингвистической школы и 140-летию с начала его работы в Казанском университете.

08.12.2015 В Институте Пушкина состоялся финал городского конкурса ораторов

28 ноября состоялся финал городского конкурса ораторов, который Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина проводит для школьников Москвы.

14.10.2015 «Русский язык – основа формирования общероссийской идентичности народов Северного Кавказа»

12-13 октября в Нальчике состоялась научно-практическая конференция «Русский язык – основа формирования общероссийской идентичности народов Северного Кавказа». 

14.04.2015 Профессор В.И. Аннушкин. «Чем живу и дышу: русский язык – речь – слово в жизни - поэзии - музыке»

14 апреля 2015 года в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялся творческий вечер доктора филологических наук, профессора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Владимира Ивановича Аннушкина «Чем живу и дышу: русский язык – речь – слово в жизни - поэзии - музыке».


Назад в раздел